Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Комментируемая статья посвящена правовому регулированию исчисления, уплаты и взыскания пени. Это регулирование является императивным, что связано с публичным характером налоговых отношений. В ст.75 НК РФ законодатель не предусмотрел отсылок к гражданскому законодательству, как это имело место в ст.73 (залог имущества) и 74 (поручительство) НК РФ.

В п.1 ст.75 НК РФ приводится легальное определение понятия "пеня". Оно содержит несколько признаков.

Во-первых, пеня - это установленная ст.75 НК РФ денежная сумма, уплата которой обеспечивает исполнение налоговой обязанности. Если в гражданско-правовых отношениях допускается установление пени по соглашению сторон в договоре (размер пени определяется по их усмотрению), то в налоговых отношениях пеня носит исключительно законный характер (размер пени зафиксирован в Налоговом кодексе). Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени. Пеня применяется с целью обеспечения своевременного выполнения налоговой обязанности, поэтому в отличие от штрафа, который исчисляется, как правило, в твердой сумме, она носит длящийся характер (взыскивается за каждый последующий период просрочки). Однако некоторые штрафы, предусмотренные в комментируемом Кодексе, по порядку исчисления напоминают определение пени (например, в п.1 ст.119 НК РФ).

Во-вторых, основанием для взыскания пени служит уплата причитающихся сумм налога (сбора) в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов фиксируются применительно к каждому налогу и сбору при соблюдении условий, содержащихся в ст.57 НК РФ. Поскольку несвоевременная уплата налогов (сборов) является нарушением налоговой обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (ст.23-24 НК РФ), то пеня служит своего рода формой ответственности за нарушение этой обязанности и предполагает неблагоприятные имущественные последствия для нарушителя. В то же время пеня в ст.114 НК РФ не признается налоговой санкцией. Отметим, что ранее пеня в налоговом законодательстве (п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и литературе рассматривалась в качестве санкции (меры финансовой ответственности).

В-третьих, пеня выплачивается налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом добровольно и одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Закон допускает принудительное (помимо воли налогоплательщика) взыскание пени за счет:

1) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;

2) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в Налоговом кодексе порядке (см. комментарий к ст.46-48 НК РФ).

Порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным. В бесспорном порядке (на основании одностороннего решения налогового органа) пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц. Данное правило установлено в Налоговом кодексе с учетом практики Конституционного Суда РФ. Так, в п.3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"*(95) признается в принципе конституционным бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица. В соответствии с этим общим постулатом Конституционный Суд РФ (п.5 постановления) признал конституционным взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам и пени. Напротив, бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика Конституционный Суд РФ счел превышением конституционно допустимого (ст.55 и 57 Конституции РФ) ограничения права, закрепленного в ч.З ст.35 Конституции РФ.

В п.2 комментируемой статьи зафиксировано соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Соотношение императивно закреплено в законе и не может произвольно изменяться налоговыми органами. При этом Налоговый кодекс исходит из карательного принципа, что объясняется применением рассматриваемой пени в публичных отношениях. Поэтому сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах. Следует обратить внимание также на то, что пеня может взыскиваться наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).

Порядок исчисления суммы пени определен в п.3-4 комментируемой статьи. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности. Начисление начинается со дня, следующего за днем уплаты налога (сбора), установленным законодательством о налогах и сборах. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора) за каждый день просрочки исполнения налоговой обязанности. Базой для исчисления процентов служит только та неуплаченная сумма налога или сбора, которую налогоплательщик обязан был заплатить в соответствующий период времени без учета сумм штрафов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1 процента в день. Максимальный размер взыскиваемой пени равен неуплаченной сумме налога.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017