Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

В соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем.

По нашему мнению, в данной норме дополнительного разъяснения требуют следующие моменты: во-первых, что подразумевается под проверками в полном объеме; во-вторых, какие данные являются основаниями для проверки налогоплательщика, и в-третьих, как определяется их "достаточность".

Под проверкой налогоплательщика в полном объеме следует понимать полную проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследование с соблюдением установленных правил любых помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В своей деятельности наряду с вышеназванным Законом органы налоговой полиции руководствуются также Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Исходя из этих двух основополагающих для органов налоговой полиции законодательных актов можно выделить следующие данные, которые выступают в качестве оснований для проведения проверки:

1) определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей при наличии возбужденного уголовного дела;

2) сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, ставшие известными органам налоговой полиции;

3) материалы государственных органов (в том числе и Госналогслужбы России) о выявленных ими нарушениях налогового законодательства, переданные в органы налоговой полиции по подведомственности;

4) запросы государственных органов об оказании им содействия по предупреждению и пресечению преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

При этом реализовывать свое право на проведение проверок налогоплательщиков федеральные органы налоговой полиции должны исключительно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей и только для реализации поставленных перед ними задач (ст.2, 10 Закона о федеральных органах налоговой полиции).

Что касается "достаточности" данных, то их степень оценивается самими органами налоговой полиции, при этом в целях сохранения служебной тайны (п.8. ст.10 Закона о федеральных органах налоговой полиции) информация об обстоятельствах, послуживших причиной проверки, налогоплательщику может не предоставляться.

Если же налогоплательщик считает, что у органов налоговой полиции не было оснований для проведения проверки, то он вправе согласно абз.2 ст.20 Закона о федеральных органах налоговой полиции и абз.2 ст.5 Закона об оперативно-розыскной деятельности обжаловать действия сотрудников в вышестоящий орган налоговой полиции, прокуратуру или суд. В этом случае оценивать степень "достаточности данных" будет уже орган, рассматривающий жалобу.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 111-О признан неконституционным бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания.

Государственная налоговая служба РФ и Федеральная служба налоговой полиции РФ установили следующий порядок применения п.2.3 совместного Приказа Госналогслужбы России и ФСНП России от 22 мая 1997 г. N АП-3-16/11/171 "Об усилении и совершенствовании взаимодействия Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации".

Взыскание с налогоплательщика сумм налогов, включая сумму налога на прибыль, входящего в состав финансовой санкции, а также сумм пени за несвоевременную уплату налогов по результатам проверок, проведенных федеральными органами налоговой полиции, производится налоговым органом в бесспорном порядке на основании решения органа налоговой полиции по актам этих проверок.

Взыскание с налогоплательщика сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) по результатам документальных проверок, проведенных федеральными органами налоговой полиции, производится в следующем порядке.

Решение федерального органа налоговой полиции по акту проверки должно содержать предложение о добровольной уплате в установленный в решении срок начисленных сумм штрафов.

В случае невнесения налогоплательщиком в установленный в решении срок сумм штрафов, а также сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и необжалования налогоплательщиком соответствующего решения в вышестоящий федеральный орган налоговой полиции или в суд, федеральный орган налоговой полиции, принявший данное решение, направляет налоговому органу, на учете в котором состоит налогоплательщик, мотивированное письмо с просьбой о производстве взыскания указанных сумм в бесспорном порядке. В случае, если основанием для бесспорного взыскания сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) является судебный акт, вступивший в законную силу, копия этого акта прилагается к данному письму.

В случае обжалования налогоплательщиком в судебном порядке решения федерального органа налоговой полиции и (или) решения по его жалобе, вынесенного вышестоящим федеральным органом налоговой полиции, исполнение решения федерального органа налоговой полиции в части взыскания сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта.

В случае обжалования налогоплательщиком решения федерального органа налоговой полиции о взыскании сумм штрафов, а также суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) в вышестоящий федеральный орган налоговой полиции исполнение данного решения также подлежит приостановлению.

Таким образом, если после направления органом налоговой полиции налоговому органу письма с просьбой о производстве бесспорного взыскания финансовых санкций, но до момента фактического списания указанных сумм со счета налогоплательщика, последний в установленном порядке обжаловал соответствующее решение федерального органа налоговой полиции, этот орган обязан незамедлительно проинформировать госналогинспекцию о факте такого обжалования.

После получения указанной информации от органа налоговой полиции налоговый орган обязан незамедлительно приостановить процедуру взыскания (см. письмо Государственной налоговой службы РФ от 26 августа 1998 г. N ВК-6-16/551 и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 августа 1998 г. N НК-2908 "О порядке взыскания финансовых санкций по результатам документальных проверок, проведенных федеральными органами налоговой полиции"*(110).В соответствии со ст.110-116 ТК РФ при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных Таможенным кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК РФ и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК РФ и Законом РФ "Об акцизах".

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Государственный таможенный комитет РФ вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг.

За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

Согласно ст.117 ТК РФ основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017