Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка любого налогоплательщика.

Некоторые ведомственные акты Госналогслужбы России (в настоящее время - Министерство по налогам и сборам РФ) определяют приоритетность проведения выездной налоговой проверки в отношении тех или иных налогоплательщиков. Так, Временные указания о порядке проведения документальных поверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и форм собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль (утверждены письмом Госналогслужбы России от 28 августа 1992 г. N ИЛ-6-01/284) устанавливают, что в первую очередь проводится проверка предприятий, имеющих прибыль в значительных размерах; предприятий, допускающих грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства; убыточных предприятий. Кроме того, основанием для проведения выездной налоговой проверки может служить факт реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка осуществляется в соответствии с годовыми планами работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок.

Назначению и проведению выездной налоговой проверки предшествует работа по изучению материалов предыдущей проверки, сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, полученной налоговым органом в установленном законом порядке. На основании изученной информации разрабатывается программа проведения проверки. Программа должна содержать перечень основных вопросов, на которых следует сосредоточить внимание, а также длительность проведения проверки. Составленная программа утверждается руководителем (заместителем) налоговой инспекции.

Выездная налоговая проверка назначается решением руководителя (заместителя) налогового органа. При принятии решения о назначении налоговой проверки данным лицам следует принимать во внимание следующие ограничения:

не допускается назначение выездной налоговой проверки по тем видам налогов, вопросы правильности исчисления, уплаты, удержания и (или) перечисления которых были охвачены предыдущей выездной налоговой проверкой, со дня окончания которой прошло менее одного года. При этом днем окончания предыдущей проверки считается дата подписания акта указанной проверки проводившими ее лицами. Исключение составляют выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Такие проверки могут назначаться независимо от времени проведения предыдущей налоговой проверки;

запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проверки.

Решение руководителя налогового органа о назначении выездной налоговой проверки принимается в виде постановления. Указанное постановление должно содержать: наименование налогового органа; номер постановления и дату его вынесения, наименование налогоплательщика (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, у которого назначается проверка; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц);

подпись лица, вынесшего постановление, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки помимо вышеперечисленных реквизитов должно содержать ссылку на причину проведения выездной налоговой проверки (реорганизация либо ликвидация) либо обстоятельства, явившиеся основанием для назначения повторной проверки в порядке контроля.

Для осуществления своих функций, связанных с проведением выездных налоговых проверок, налоговые органы наделены следующими правами:

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

для осуществления всех необходимых действий в рамках выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов наделены правом доступа на территорию или в помещения налогоплательщика.

Все осуществляемые действия должны производиться с соблюдением установленных правил и должны быть документально зафиксированы (запротоколированы).

Длительность проведения выездной налоговой проверки ограничивается двумя месяцами, а в исключительных случаях продолжительность проверки может быть увеличена до трех месяцев.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом налоговой проверки.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017