Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст.31 НК РФ "Права налоговых органов", однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентаризацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.

Право доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется только в рамках проведения выездной налоговой проверки. Соответственно должностные лица имеют право беспрепятственного доступа не на любые объекты, а только на территорию или в помещение того налогоплательщика, который, во-первых, является организацией или индивидуальным предпринимателем, и во-вторых, в отношении которого назначена налоговая проверка. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения допускается только с согласия проживающих в нем физических лиц (п.5 ст.90 НК РФ). Однако это положение не действует, когда речь идет об органах дознания и предварительного следствия, которые проводят разбирательство по делу о налоговом преступлении.

Пункты 3 и 4 ст.91 НК РФ оговаривают последствия воспрепятствования налогоплательщиком доступу на свою территорию или в свое помещение должностных лиц налоговых органов.

Во-первых, о факте воспрепятствования составляется акт, который подписывается обеими сторонами. В случае отказа налогоплательщика подписать этот акт об этом делается специальная отметка. Составленный акт является основанием для осуществления налоговым органом права самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет проверяемым налогоплательщиком (ст.31 НК РФ).

Во-вторых, если воспрепятствование является незаконным, то оно признается правонарушением и влечет ответственность по ст.124 НК РФ.

Из смысла п.3 и 4 ст.91 НК РФ следует, что законодатель допускает случаи законного воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов (подробнее об этом см. комментарий к ст.124 НК РФ). Однако независимо от того, является воспрепятствование законным или нет, у налогового органа все равно возникает право самостоятельно определять сумму подлежащего уплате налога. По нашему мнению, данное положение ущемляет права налогоплательщика. Право налогового органа самостоятельно определять суммы налогов должно возникать только тогда, когда это обусловлено неправомерными действиями налогоплательщика, и являться своего рода санкцией за такие действия. Тем более что расчет сумм налогов проводится по аналогии.

Что касается п.2 ст.91 НК РФ, то, на наш взгляд, он необоснованно включен в рассматриваемую статью, поскольку, по сути, закрепляет право должностных лиц налоговых органов производить осмотр территорий или помещений налогоплательщика и оговаривает назначение такого осмотра.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017