Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Основания, по которым налоговые органы вправе подать иск в суд о ликвидации юридического лица, предусмотрены ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, а также ст.61 ГК РФ, по которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Пунктом 2 ст.62 ГК РФ установлено, что лицо, принявшее решение о ликвидации юридического лица, обязано назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить в соответствии с Гражданским кодексом порядок и сроки ликвидации.

Снятие с учета нефункционирующих предприятий (организаций) на основании судебных решений о ликвидации или постановлений органов местного самоуправления об аннулировании регистрации осуществляется после проведения ликвидационных процедур, предусмотренных ст.63 ГК РФ.

В работе с налогоплательщиками-организациями, длительное время не представляющими отчетность, необходимо руководствоваться следующими положениями, содержащимися в ведомственных нормативных актах и методических материалах Госналогслужбы России.

Согласно п.3 разд.1 Инструкции "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996 г. N ВА-3-12/49 под налогоплательщиками-организациями понимаются имеющие обязанность уплачивать и (или) перечислять хотя бы один вид налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты:

юридические лица (предприятия, учреждения и организации), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представительства, филиалы, а равно другие обособленные подразделения юридического лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, и международные организации, осуществляющие деятельность и (или) имеющие имущество в Российской Федерации.

В п.4 разд.1 Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15 апреля 1994 г. N ВГ-3-13/23, предусмотрено обеспечение оперативного учета поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям-плательщикам, находящимся на территории региона, и составление отчетности.

Методические указания для государственных налоговых инспекций по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, направленные письмом Госналогслужбы России от 31 июля 1996 г. N ПВ-6-12/528, определяют единую процедуру снятия с учета в государственных налоговых инспекциях по районам, городам, районам в городах налогоплательщиков-организаций в связи с их ликвидацией.

С целью подготовки и мотивированного обоснования направления налоговыми органами в органы, осуществляющие государственную регистрацию предприятий и организаций, сведений о налогоплательщиках-организациях, длительное время не представляющих отчетность в налоговые органы, а также оформления и представления требований о их ликвидации в установленном законодательством порядке необходимо предоставлять списки налогоплательщиков, не представляющих отчетность.

Обобщенные результаты проведенной работы регулярно докладываются руководству государственной налоговой инспекции. Принятое руководством решение о направлении в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию предприятий и организаций, сведений о налогоплательщиках-организациях, длительное время (год и более) не представляющих отчетность в налоговый орган, оформляется в установленном порядке распорядительным документом.

Во исполнение этого распоряжения сведения о налогоплательщиках-организациях, длительное время не представляющих отчетность в налоговые органы, направляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию предприятий и организаций.

В случае установления достаточных данных, указывающих на уклонение налогоплательщика-организации от уплаты налогов и других обязательных платежей, возможно привлечение его в установленном порядке к уголовной ответственности (см. письмо Госналогслужбы России от 26 августа 1996 г. N ПВ-6-16/603).

В общем виде акт документальной проверки представляет собой документ, содержащий вводную, описательную и итоговую части.

Вводная часть содержит: наименование проверяемого предприятия, его организационно-правовую форму и юридический адрес; фамилии ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности должностных лиц предприятия, принимающих участие в проверке (директор и гл. бухгалтер); вид и основания для проведения проверки; период деятельности предприятия, за который производится проверка, дата проведения предыдущей и срок осуществления настоящей проверок; место проведения проверки, должность и фамилии должностных лиц налогового органа, участвующих в проверке.

Описательная часть содержит: фиксацию сумм сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения, ведение его с нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов и др.). В актах вскрытые нарушения должны быть отражены по каждому виду налогов и виду нарушений отдельными разделами с приложением требуемых расчетов и документов (при необходимости - подлинных документов или их копий).

Итоговая часть содержит: обобщающую информацию о выявленных нарушениях налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета. Нарушения должны отражаться в отдельных статьях по каждому виду налогов и каждому виду правонарушений с обязательным указанием всех относящихся к ним фактов.

Проверки предприятий, учреждений и организаций должностные лица оформляют актами, в которых должны быть изложены конкретные данные о выявленных нарушениях налогового законодательства, порядка ведения учета доходов, расходов, денежных операций, бухгалтерской отчетности, приведших к сокрытию или занижению дохода (прибыли) за проверяемый период, составления налоговых расчетов, отчетов, деклараций и их представления налоговым органам (п.1.3. Рекомендаций по применению санкций за нарушение налогового законодательства, утвержденных письмом Госналогслужбы России от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344).

Материалы проверок (акты, протоколы об административных правонарушениях и др.) не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган регистрируются в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа.

При представлении возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемых предприятий, представивших эти возражения. Если эти должностные лица после их извещения о времени и месте рассмотрения материалов не явились, возражения рассматриваются в их отсутствие.

О результатах рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику в письменной форме. О принятом решении налоговые органы извещают в письменном виде налогоплательщика до наступления срока (но не менее чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных сумм и финансовых санкций.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017