Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

В силу ст.106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает его только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст.72 и 75 НК РФ).

Пунктом 6 ст.108 НК РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Вина налогоплательщика - юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).

Предусмотренное п.3 ст.114 НК РФ уменьшение не меньше чем в два раза размера штрафа при наличии хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых дан в п.1 ст.112 НК РФ, производится налоговым органом (при предъявлении иска) или судом.

Принимая во внимание, что п.1 ст.113 НК РФ фактически установлена дополнительная гарантия защиты прав налогоплательщиков, определенный данной нормой предельный срок давности привлечения к налоговой ответственности должен применяться и в отношении решений налоговых органов о взыскании финансовых санкций, которые были вынесены и не исполнены до 1 января 1999 г.

При применении п.1 ст.115 и п.3 ст.48 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что в случае поступления искового заявления налогового органа с пропуском установленного в указанных нормах срока в приеме искового заявления должно быть отказано на основании п.1 ст.107 АПК РФ.

При выявлении данного обстоятельства в процессе судебного разбирательства производство по соответствующему делу подлежит прекращению на основании п.1 ст.85 АПК РФ.

В соответствии со ст.138 НК РФ дела по спорам об обжаловании нормативных актов налоговых органов подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам.

В связи с этим в дополнение к общим правилам разграничения подведомственности споров необходимо также учитывать, что признание недействительными положений нормативного акта налогового органа в той части, в которой они имеют отношение к юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, осуществляется арбитражным судом.

С 1 января 1999 г. в силу ст.138 НК РФ арбитражным судам подведомственны дела по спорам об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

До внесения соответствующих дополнений в арбитражное процессуальное законодательство указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на основании общих положений АПК РФ.

При принятии арбитражными судами к рассмотрению исков индивидуальных предпринимателей по спорам, указанным в ст.138 НК РФ, необходимо руководствоваться тем определением понятия индивидуального предпринимателя, которое дано в ст.11 НК РФ.

Учитывая, что такие требования индивидуальных предпринимателей, как признание не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа, возврат из бюджета излишне уплаченных или необоснованно взысканных сумм налогов и пеней, возмещение причиненных убытков, основаны на фактическом оспаривании соответствующего акта налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц, названные требования также подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017