Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Вопрос определения субъектного состава налогового правонарушения непосредственно связан с той неопределенностью в полномочиях органов налоговой полиции, которая возникла в связи со вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ.

Вплоть до 1 января 1999 г. нормы Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" действовали в полном объеме. В соответствии с абз.2 ст.2 указанного Закона в состав задач федеральных органов налоговой полиции входит выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Решение этой задачи реализовывалось через права налоговой полиции проводить проверки, вести оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие по налоговым преступлениям и т.д. При этом законодательство предусматривало контрольные полномочия налоговой полиции как в форме совместных проверок с участием сотрудников налоговых инспекций и налоговой полиции (абз.4-5 ст.9 вышеуказанного Закона), так и в форме самостоятельных проверок налоговой полиции (п.3 ст.11 вышеназванного Закона). Кроме того, право налоговой полиции на проведение самостоятельных проверок дополнительно подтверждалось отсылочной нормой п.2 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", которая определяла, что органы налоговой полиции пользуются при исполнении служебных обязанностей теми правами, которые предоставлялись законодательством должностным лицам налоговых органов. При этом согласно пп."а" п.2 ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п.1 ст.7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" права на проведение проверок непосредственно предоставлялись налоговым органам, а следовательно, и органам налоговой полиции.

В связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ правовое регулирование деятельности налоговой полиции несколько изменилось. Так, ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что "федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса". Поскольку Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" прямо не поименован в ст.2 Федерального закона N 147-ФЗ, применение его норм должно соотноситься с положениями Налогового кодекса.

Статьи 82 и 87 НК РФ определяют, что выездная, а также камеральная проверки налогоплательщиков являются формами налогового контроля. В соответствии с ч.1 ст.2 НК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах. Согласно ст.9 НК РФ органы налоговой полиции не включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Кроме того, ст.30 НК РФ органы налоговой полиции не отнесены к числу налоговых органов. Поэтому ранее действовавшее положение п.3 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", которое напрямую предусматривало право налоговой полиции на проведение проверок налогоплательщиков, может применяться лишь только в той части, в которой оно не вступает в противоречие с введенными в действие с 1 января 1999 г. нормами Налогового кодекса РФ. Аналогично отсылочные положения п.2 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" о том, что органы налоговой полиции пользуются правами налоговых органов, действуют лишь в той части, в которой эти права не отнесены Налоговым кодексом к компетенции налоговых органов.

Следует отметить, что п.9 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено право органов налоговой полиции на безвозмездное получение информации от министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц. Однако право на безвозмездное получение информации не означает право на безвозмездное получение документов и их копий. Более того, положения указанной выше нормы не предусматривают для налоговой полиции права принудительно возлагать на налогоплательщика обязанность по изготовлению за его счет копий документов и их представлению в орган налоговой полиции. Такого рода права и обязанности в законодательстве вообще отсутствуют.

Таким образом, органы налоговой полиции не имеют права возлагать на налогоплательщиков обязанности по изготовлению за счет налогоплательщиков копий документов и их представлению для проверки в орган налоговой полиции.

Как следует из ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", нормы Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" применяются в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ. Пунктом 4 ст.1 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" предусмотрено право руководителя органа налоговой полиции или его заместителя приостанавливать сроком до одного месяца операции налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных учреждениях в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Вплоть до вступления в силу Налогового кодекса РФ эти полномочия применялись как мера оперативного воздействия на налогоплательщика, препятствующего налоговой полиции в проведении проверки. С 1 января 1999 г. органы налоговой полиции в силу положений ст.2, 9, п.3 ст.36, абз.3 п.1 ст.31 и ч.1 ст.87 НК РФ перестали быть участниками отношений, возникающих в процессе налогового контроля, и теперь не вправе проводить самостоятельные проверки налогоплательщиков без участия налоговых органов. Следовательно, в связи с введением в действие части первой НК РФ норма п.4 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не подлежит применению.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017