Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность организаций вести в установленном порядке учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых в процессе их деятельности. За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена ответственность по п.1-3 ст.120 НК РФ.

Законодатель оговаривает признаки грубого нарушения правил учета непосредственно в рассматриваемой статье. В соответствии с ней грубым нарушением признается:

отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета;

систематическое несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статья 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" устанавливает правило, в соответствии с которым все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы и служат первичными учетными документами. Пункт 2 ст.9 этого Закона содержит требования к оформлению таких документов: они должны быть составлены либо по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо (если форма документа не предусмотрена) иметь обязательные реквизиты, исчерпывающий перечень которых приводится там же. Несоблюдение установленной формы первичного учетного документа либо отсутствие в нем необходимых реквизитов ведет к тому, что документ невозможно будет принять к учету и рассматривать его в качестве подтверждения факта совершения хозяйственной операции.

Таким образом, отсутствие первичных документов означает либо то, что их нет в наличии, либо неправильное их оформление, что делает невозможным рассмотрение их как первичных учетных документов бухгалтерского учета.

На основе принятых к учету первичных документов в целях систематизации и накопления информации составляются регистры бухгалтерского учета для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерский отчетности (ст.10 вышеназванного Закона).

Статья 17 Закона гласит, что организации обязаны хранить учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет. Здесь наблюдается несоответствие аналогичной норме Налогового кодекса, которая гласит, что налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение трех лет (п.1 ст.23). Правила хранения первичных документов бухгалтерского учета и учетных регистров определяются в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105.

Что касается несвоевременности и неправильности отражения данных в бухгалтерский отчетности, то законодательством здесь установлены следующие требования. Пункт 3 ст.8 вышеуказанного Закона гласит, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица. Правильность составления бухгалтерской отчетности определяется соответствием учетной документации организации требованиям ряда нормативных актов, в частности Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденному приказом Минфина России от 8 февраля 1996 г. N 10; Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 1997 г. N 97 и др.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017