Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Право налогоплательщиков или иных обязанных лиц на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц может быть реализовано посредством подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Таким образом, право выбора порядка обжалования нарушенных прав принадлежит непосредственно налогоплательщику. Общие вопросы порядка такого обжалования регулируются комментируемой статьей.

Таким образом, вслед за Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" Налоговый кодекс вводит своего рода общеюрисдикционный порядок обжалования, однако и он допускает альтернативность подачи жалобы.

Следует отметить, что понятия "вышестоящий налоговый орган" и "вышестоящее должностное лицо", употребляемые в комментируемой статье, не тождественны. Так, например, действия или бездействие налогового инспектора обжалуются не в вышестоящий налоговый орган, а его руководителю, т.е. вышестоящему должностному лицу.

Конституционная гарантия права на судебную защиту, соответствующая общепризнанным принципам и стандартам международного права, позволяет одновременно обжаловать неправомерные по мнению налогоплательщика действия или бездействие, а также акты налоговых органов и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), и в суд, более того, не исключает права на последующую подачу аналогичной жалобы в суд соответствующей юрисдикции. Это положение закона не случайно, так как преимущества судебного порядка обжалования в отличие от административного очевидны. Судьи в России независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей, провозглашенная Основным Законом, обеспечивается порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями, их несменяемостью, неприкосновенностью, финансированием судов только из федерального бюджета. В то же время отсутствие такого рода гарантий для руководящих должностных лиц налоговых органов и лишь формальная обязанность соблюдения ими законодательства Российской Федерации часто склоняют чашу весов в сторону ведомственных интересов, таким образом, делая невозможным объективное рассмотрение жалобы в рамках административного процесса.

Поэтому одной из основных тенденций развития законодательства Российской Федерации является значительное расширение сферы судебной деятельности, в том числе и судебного контроля за законностью действий и решений государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления и т.п.

Данная статья не предусматривает возможности подачи жалобы в органы прокуратуры, несмотря на то, что обеспечение законности, защиты прав и охраняемых законом интересов возложено федеральным законодательством и на этот орган в том числе. Представляется, что жалоба на акты, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц также может быть подана и в прокуратуру в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Пункт 2 ст.138 НК РФ практически устанавливает подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции.

Эта подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц. Так, если их обжалует организация или индивидуальный предприниматель, то исковое заявление подается в арбитражный суд. Порядок подачи искового заявления определяется арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исковое заявление в арбитражный суд подается в порядке, установленном гл.14 АПК РФ. Исковое заявление подается в письменной форме с указанием необходимых реквизитов, установленных ч.2 ст.102 АПК РФ.

Вопрос о принятии искового заявления арбитражным судом судья решает единолично. Статья 106 АПК РФ устанавливает обязанность судьи принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ.

В определенных законом случаях судья вправе отказать в приеме искового заявления или возвратить его (ст.107 и 108 АПК РФ).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обжалующие акты (в том числе нормативные) налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, подают исковое заявление в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

В связи с принятием в 1993 г. Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" существенным изменениям была подвергнута гл.24.1 ГПК РСФСР. Она призвана регулировать вопросы, связанные с предъявлением жалоб на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, в суды общей юрисдикции.

В соответствии со ст.239.4 ГПК РСФСР гражданин вправе обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица непосредственно в суд. При этом жалоба подается гражданином по его усмотрению в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, соответствующей организации, должностного лица.

Для обращения граждан в суд с такого рода жалобой в соответствии со ст.239.5 ГПК РСФСР устанавливаются следующие сроки:

1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

2) один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.

Жалоба подается в суд в письменной форме. Законодатель не устанавливает требований, предъявляемых к таким документам, поэтому представляется, что к ним должны предъявляться те же требования, что и к исковым заявлениям. Следовательно, при составлении жалобы необходимо учитывать реквизиты искового заявления, установленные ст.126 ГПК РСФСР.

Такая жалоба рассматривается судом в десятидневный срок.

Решение суда, принятое по результатам ее рассмотрения, направляется государственному органу, общественной организации или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления такого решения в законную силу.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017