Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

В отличие от судебного порядка обжалования актов налогового органа, действий или бездействия его должностного лица, регулируемого соответствующими процессуальными кодексами в зависимости от статуса налогоплательщика или иного обязанного лица, обжалующего эти акты (действия, бездействие), порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, установленный настоящей статьей, един как для организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Такая жалоба подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в зависимости от ее предмета, т.е. от того, что именно обжалуется.

Пунктом вторым комментируемой статьи рассматриваются вопросы процессуальных сроков подачи жалобы. В частности, устанавливается, что она подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Таким образом, началом течения срока, установленного для обжалования, является момент, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Представляется, что при исчислении установленного трехмесячного срока необходимо учитывать общие положения гл.11 ГК РФ.

Вышестоящее должностное лицо налогового органа или вышестоящий налоговый орган вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы по заявлению лица, подающего жалобу. Однако комментируемая статья не устанавливает какого-либо перечня уважительных причин пропуска этого срока. По общему правилу, уважительными причинами считаются временная нетрудоспособность или какое-либо заболевание, служебная командировка, стихийные бедствия и тому подобные обстоятельства, препятствовавшие заинтересованному лицу своевременно подать жалобу.

Общее требование, предъявляемое к жалобе как при судебном порядке обжалования, так и при ее подаче в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, это ее письменная форма. Более того, хотя комментируемая статья и не устанавливает того, что жалоба должна быть подписана налогоплательщиком или иным обязанным лицом, это требование также необходимо соблюдать, так как по общему правилу неподписанные жалобы, заявления или обращения рассмотрению не подлежат.

Подаваемая жалоба должна быть адресована соответствующему налоговому органу или должностному лицу, к компетенции которого отнесено ее рассмотрение.

Налоговый кодекс РФ предоставляет возможность налогоплательщику или иному обязанному лицу отозвать поданную в установленном порядке жалобу. Единственное условие, установленное законодателем для отзыва жалобы, состоит в том, что заявление об ее отзыве должно быть подано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) до принятия им соответствующего решения по данной жалобе. Заявление об отзыве жалобы подается в той же, что и сама жалоба, письменной форме.

Следует отметить, что повторная подача жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу в случае, если до этого жалоба была отозвана, не допускается. Следовательно, повторная подача жалобы в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу допускается либо по иным основаниям, либо повторная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Положение комментируемой статьи о возможности восстановления пропущенного по уважительным причинам срока ее подачи распространяется на повторную подачу жалобы.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017