[Наименование организации]
Должностная инструкция
г. Москва "01" июля 2007 г. Рег. N ___
Утверждаю
[Наименование должности] [Наименование организации]
______________/___[Ф.И.О.]___/
Заместитель директора по коммерческим вопросам
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и
ответственность заместителя директора по коммерческим вопросам [Наименование организации в
родительном падеже] (далее - Общество).
1.2. Заместитель директора по коммерческим вопросам назначается на должность и
освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством
порядке приказом руководителя Общества.
1.3. Заместитель директора по коммерческим вопросам подчиняется непосредственно
директору Общества.
1.4. Заместитель директора по коммерческим вопросам относится к категории руководителей
и имеет в подчинении:
- отдел сбыта;
- отдел маркетинга;
- отдел рекламы;
- отдел PR;
- отдел стимулирования сбыта;
- отдел директ-маркетинга (прямых продаж);
- отдел логистики;
- склад.
1.5. Заместитель директора по коммерческим вопросам отвечает за:
- надлежащую организацию работы по сбыту продукции в соответствии с утвержденными
программами (планами) Общества;
- исполнительскую и трудовую дисциплину сотрудников коммерческих служб;
- сохранность документов (информации), содержащих сведения, составляющие
коммерческую тайну Общества, иные конфиденциальные сведения, включая персональные
данные сотрудников Общества;
- обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил
пожарной безопасности в помещениях службы сбыта.
1.6. На должность заместителя директора по коммерческим вопросам могут быть назначены
лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое)
образование и стаж экономической работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.7. В практической деятельности заместитель директора по коммерческим вопросам должен
руководствоваться:
- законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и
организационно-распорядительными документами Общества, регламентирующими организацию
продаж и деятельность коммерческих служб;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной
санитарии и противопожарной защиты;
50
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями руководителя Общества;
- настоящей должностной инструкцией.
1.8. Заместитель директора по коммерческим вопросам должен знать:
- законодательство, нормативно-правовые акты по организации сбыта продукции, основы
коммерческого права;
- организационную структуру Общества, профиль и специализацию, а также цель и
стратегию развития;
- текущие и перспективные потребности Общества в сбыте продукции, методики их
планирования и прогнозирования;
- задачи службы сбыта по обеспечению потребностей Общества в сбыте продукции
соответствующего качества, количества, ассортимента и номенклатуры, ее возможности по
решению указанных задач;
- методы анализа рынков сбыта, их текущего и перспективного состояния;
- основные и резервные каналы сбыта продукции;
- состояние и перспективы развития отрасли производства, профильной для организации
(предприятия);
- порядок составления и согласования планов сбыта продукции;
- порядок заключения и исполнения договоров на поставку и послепродажное сервисное
обслуживание готовой продукции и запасных частей к ней;
- современные теории маркетинговой деятельности;
- передовой отечественный и зарубежный опыт организации сбыта продукции;
- состав и структуру коммерческой документации Общества;
- менеджмент (в объеме, требуемом для эффективного руководства службой сбыта),
деловой этикет, правила ведения деловой переписки по коммерческим вопросам;
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- правила и нормы охраны труда.
1.9. В период временного отсутствия заместителя директора по коммерческим вопросам его
обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает
соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей.
1.10. На заместителя директора по коммерческим вопросам может быть возложено
исполнение обязанностей директора Общества во время отсутствия последнего (командировка,
отпуск, болезнь, проч.), приобретая на этот период соответствующие права и ответственность за
надлежащее выполнение возложенных обязанностей.
2. Функциональные обязанности
Заместитель директора по коммерческим вопросам обязан осуществлять следующие
трудовые функции:
2.1. Возглавлять работу по сбыту продукции Общества, службу сбыта и уверенно руководить
ее деятельностью.
2.2. Создавать оптимальные условия для своевременного и качественного выполнения
службой сбыта возлагаемых на нее повседневных задач в строгом соответствии с утвержденным
порядком (регламентом) работы, маркетинговыми технологиями, планами сбыта продукции.
2.3. Руководить работой по формированию сбытовой политики и стратегии маркетинга,
определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития Общества и мер по
ее реализации.
2.4. Принимать участие в разработке бизнес-планов организации Общества в части
обеспечения ее текущих и перспективных потребностей в сбыте продукции определенного
качества, количества, ассортимента и номенклатуры.
2.5. Обеспечивать необходимый уровень развития инфраструктуры сбыта и его постоянный
рост, надлежащую эффективность маркетинговых решений, неуклонное повышение
эффективности деятельности службы сбыта.
2.6. Организовывать проведение в Обществе маркетинговых исследований, в том числе с
привлечением сторонних организаций (учреждений), а также разработку и реализацию
комплексных программ повышения конкурентоспособности и планов сбыта продукции.
2.7. Осуществлять лично и через подчиненных действенный контроль за фактическими
показателями сбыта продукции, их соответствием плановым значениям, состоянием
инфраструктуры сбыта, а также за соблюдением в службе сбыта дисциплины, правил и норм по
охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
2.8. Организовывать участие Общества в ярмарках, торгах, на выставках по рекламированию
и реализации выпускаемой продукции, а также промоакции, направленные на продвижение новых
(в т.ч. запланированных к выпуску) видов и образцов продукции.
51
2.9. Заключать от имени Общества договоры (соглашения, контракты) на поставку
продукции, ее послепродажное обслуживание.
2.10. Руководить работой по реализации вторичных ресурсов, побочных продуктов и отходов
производства.
2.11. Вносить на рассмотрение руководства Общества предложения, направленные на
улучшение ассортимента и качества выпускаемой продукции, ее совершенствование и
обновление, создание новых конкурентоспособных видов продукции, оптимизацию имеющихся в
распоряжении службы сбыта технологий сбыта.
2.12. Обеспечивать своевременную подготовку коммерческой документации.
2.13. Участвовать в проведении анализа коммерческой деятельности Общества в целях
выявления резервов для сбыта продукции, рационального использования материальных,
кадровых и иных ресурсов.
2.14. Обеспечивать составление отчетов о результатах коммерческой деятельности,
статистической отчетности, а также представление их в установленном порядке в
соответствующие органы.
2.15. Обеспечивать надежную защиту документов (информации), содержащих сведения,
составляющие коммерческую тайну Общества, иные конфиденциальные сведения, включая
персональные данные сотрудников Общества.
2.16. Руководить обучением подчиненных, создавать им условия для повышения
квалификации, профессионального роста, развития деловой карьеры и должностного
продвижения в соответствии с личными заслугами и уровнем квалификации.
2.17. Осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правил охраны труда и техники
безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2.18. Использовать по отношению к подчиненным предоставленные права по их поощрению
(привлечению к ответственности).
2.19. Руководить планированием и отчетностью по вопросам сбыта продукции, деятельности
службы сбыта.
2.20. Руководить распределением задания по сбыту продукции, обеспечивая его
своевременное, ритмичное и равномерное доведение до подразделений службы сбыта,
разработкой форм документов, необходимых для обеспечения деятельности службы сбыта, а
также внутренних организационно-нормативных и нормативно-методических документов по
вопросам сбыта продукции.
2.21. Изучать, обобщать и применять в деятельности службы главного инженера передовой
отечественный и зарубежный опыт управления сбытом.
2.22. Рассматривать предложения по обеспечению эргономических условий труда,
рационализации рабочих мест службы сбыта и представлять их для принятия решения
руководителю Общества.
2.23. Консультировать руководителя Общества, руководителей подразделений по
актуальным и насущным вопросам практической организации сбыта.
2.24. Оказывать лично и через привлечение подчиненных методическую помощь работникам
подразделений предприятия по вопросам выбора оптимальных методов выполнения задания по
сбыту продукции, наиболее эффективного применения маркетинговых технологий.
2.25. Своевременно и в полном объеме отрабатывать и представлять должностным лицам с
соответствующими полномочиями отчетную и иную документацию.
В случае необходимости заместитель директора по коммерческим вопросам может
привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, по решению руководителя
Общества, в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
3. Права
Заместитель директора по коммерческим вопросам имеет право:
3.1. Принимать решения в целях надлежащей организации сбыта продукции, обеспечения
повседневной деятельности службы сбыта - по всем вопросам, относящимся к его компетенции.
3.2. Представлять руководителю Общества свои предложения по поощрению (привлечению
к ответственности) работников службы сбыта - в тех случаях, когда собственных полномочий для
этого недостаточно.
3.3. Готовить и представлять руководителю Общества свои предложения по
совершенствованию управления сбытом, деятельности службы сбыта (ее дополнительному
кадровому, материально-техническому обеспечению и т.п.).
3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов управления при рассмотрении вопросов,
касающихся производственной работы и деятельности коммерческих служб.
4. Ответственность и оценка деятельности
52
4.1. Заместитель директора по коммерческим вопросам несет административную,
дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством
РФ, - и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний
непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных
ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также
использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности,
противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его
работникам.
4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в
пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам,
связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы заместителя директора по коммерческим вопросам осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного
осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года
на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы заместителя директора по коммерческим вопросам
является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных
настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы заместителя директора по коммерческим вопросам определяется в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.
5.2. В связи с производственной необходимостью заместитель директора по коммерческим
вопросам обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
5.3. В связи с производственной необходимостью заместителю директора по коммерческим
вопросам для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный
автотранспорт.
6. Право подписи
6.1. Заместителю директора по коммерческим вопросам для обеспечения его деятельности
предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам,
входящим в его функциональные обязанности.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ "__" _______ 20__ г.
(подпись)