Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Наш телефон +7-905-5555-200

 

Трасология изучает следы транспортных средств, оставляе-
мые ходовой частью и выступающими частями, а также отделив-
шиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование
любой из названных групп следов нередко сопровождается ана-
лизом следов-веществ, относящихся к области материаловедче-
ских исследований.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отде-
лившимся деталям и узлам возможно отождествление  транс-
портного  средства  (установление  его  групповой  принадлежно-
сти). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить
механизм произошедшего: определить направление и скорость
движения, место, угол и линию столкновения, другие важные
обстоятельства ДТП.
Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта
(автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наиболь-
шее криминалистическое значение имеют следы колес автомо-
бильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования
различаются следы качения и скольжения. Первые — это резуль-
тат поступательно-вращательного движения, вторые образуются
в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстрен-
ном торможении.
Следы качения по механизму образования сходны со статиче-
скими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой от-
печаток.
Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объем-
ными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодо-
лела загрязненный участок, а затем поехала по сухому асфальту)
и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной
деформации грунта и передают не только трехмерную копию бего-
вой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.
Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по
наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы
и ширине колеи. Шириной  колеи считается промежуток между
центральными линиями следов правых и левых колес или между
просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта
обычно отображаются задние колеса, которые полностью или
частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю
колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину  беговой  части  протектора от одного его края до
другого измеряют на участке с четким отображением рисунка.
Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация,
локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все
элементы замеряют и описывают в протоколе.
Определить направление  движения  автомобиля можно по
следующим признакам, имеющимся в следах:
1) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлета-
ются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, проти-
воположную направлению движения;
2) при переезде луж направление движения определяется по
следу влаги, сходящему на нет;
3) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, па-
дающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную
форму и обращены узким концом в сторону движения;
4) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен
открытой частью в сторону движения;
5) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению
движения;
6) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в
лунке со стороны направления движения.
О  торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость
рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения),
то их используют для определения скорости движения автомоби-
ля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа
торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля.
Фиксация следов транспортных средств. Все перечислен-
ные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть
отражены в протоколе осмотра места происшествия.
Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями,
осуществляется фотографирование. Значительный по протяжен-
ности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдель-
но фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисун-
ком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом.
С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуа-
лизирующие признаки, отливают гипсовый слепок.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпев-
шего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сна-
чала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была
очевидна локализация следов, затем сам след, предварительно
зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив
рядом со следом масштабную линейку.
В распоряжение эксперта следует предоставить копию про-
токола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсо-
вые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес.
Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе,
что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров.
В подобных случаях с пневматической шины должны быть полу-
чены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к по-
мощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому пред-
стоит проводить трасологические исследования.
Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на
малой скорости по грунту, способному отобразить нужные призна-
ки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и
выбирают участки, содержащие отображения идентификационных
признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.
Для получения поверхностных экспериментальных следов на
участок шины с характерными признаками наносят красящее
вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую
краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным рези-
новым валиком наносят на интересующий участок протектора.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть по-
ставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован
след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на
месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими
конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потер-
певшего.
Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового
стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого гру-
за, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия,
изымаются в натуре и используются для розыска транспортного
средства и его идентификации, а также для определения места,
где произошло столкновение (наезд).
Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип,
конструкцию, марку изделия, а по нему — установить модель ав-
томобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут об-
наружены однородные осколки, то назначают экспертизу для
установления целого по частям.
Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного по-
крытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после
обнаружения которого проводятся трасологическая и материало-
ведческая экспертизы.
Комплексное использование данных, полученных при работе
со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное
заключение:
1) о наличии, характере и локализации повреждений и иных осо-
бенностей на разыскиваемом автомобиле;
2) характере имеющихся в нем неисправностей;
3) перевозимом грузе;
4) признаках эксплуатации с нарушением установленных тре-
бований;
5) том, что следы на месте происшествия, одежде и теле по-
терпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017