Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Научные основы криминалистического анализа письменной речи


Наш телефон +7-905-5555-200

 

Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов-
ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и
двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило,
одновременно. Письменная речь — это содержание документа
и языковые средства его выражения, а почерк — отражение на
бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь ком-
плекс характеристик рукописного текста, его смысловая и
графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи:
по письменной речи устанавливается автор документа, а по
почерку — его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописно-
го текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и
постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических
навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков
письма протекает в соответствии с психофизиологическим уче-
нием о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общест-
венной среды, в которой вращается человек; специфики его тру-
довой деятельности и психофизиологических способностей лич-
ности. На устойчивость навыка письма влияет степень его авто-
матизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем
труднее перестройка навыка.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при по-
пытках преднамеренного искажения особенностей письменной
речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального
письма при этом ни использовался, собственные навыки, закреп-
ленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отобража-
ются в искаженном письме.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуще-
ствляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические
или психические перегрузки, преднамеренное искажение пись-
менной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизиро-
ванности письма, к его выполнению под усиленным контролем
сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сло-
жившаяся ранее манера письма не разрушается.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме осо-
бенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют
идентифицировать как автора, так и исполнителя документа.
Под письменной речью понимается отражение в руко-
писном изложении психофизических и интеллектуальных
особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст,
каковы словарный состав языка и уровень грамотности пи-
шущего.
В письменной речи различают содержание и форму. При оз-
накомлении с содержанием анализируются его тема (основной
смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и
использованные материалы; упоминания автора о себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуаль-
ности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем
может присутствовать фактическая информация, полезная при
проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных
действий. В частности, по содержанию документа можно опре-
делить:
1) какую цель преследовал автор при его составлении;
2) причину, побудившую к составлению анонимного доку-
мента;
3) наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, собы-
тиях или обстоятельствах, их детализацию, упоминание конкрет-
ных лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа как внешнее выражение его содержания
характеризуется грамматическими, лексическими и стилистичес-
кими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения ав-
тором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего
детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нор-
мативной грамматики и самообразования. Однако в письме не-
редко наблюдаются устойчивые отступления от современных
грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом,
пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи — это пра-
вильность написания письменных знаков, а также устойчивые
ошибки: в буквенном составе слова, в роде, падеже, склонениях
и спряжениях.
Под синтаксисом криминалисты понимают привычный ха-
рактер построения предложений, а также устойчивые ошибки,
допускаемые автором при письме, связанные с построением
предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправдан-
ным соединением нескольких простых предложений в одно
сложное, со злоупотреблением причастными и деепричастными
оборотами, и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для
автора способы расстановки знаков препинания, посредством
которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются
знаками препинания: одни расставляют их грамотно, другие до-
пускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нару-
шениями правил даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также ста-
бильность грамматических ошибок или отсутствие таковых в
совокупности с другими особенностями письма способствуют
идентификации автора письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических оши-
бок общий уровень грамотности пишущего определяется как
низкий, средний или высокий: низкий — присутствие многочис-
ленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуа-
ционного характера; средний — отсутствие грубых ошибок
в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; вы-
сокий — отсутствие орфографических и синтаксических ошибок,
обоснованная расстановка знаков препинания.
Лексические признаки — это совокупность языковых средств
(слова, выражения, обороты речи) и особенности их использова-
ния пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются
лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность
слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или
богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается
в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений.
О богатой лексике свидетельствует свободное использование
синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д.
Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие
значение идентификационных признаков. Это:
устаревшие слова (архаизмы), например «чадо», «око»;
новые слова (неологизмы), например «менеджер», «брокер»;
историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те
или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существую-
щие, например «сыск», «волостной писарь», «дыба»;
профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объеди-
ненными по роду своей деятельности, например «осмечивать» —
составлять сметы;
жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных
групп (воров, наркоманов, нищих), отличающиеся от общеупотре-
бимых слов и выражений, например «баксы», «ксива»;
диалектизмы — слова, характерные для жителей определен-
ного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие
слова, как «зараз» в значении сейчас, «держак» — черенок для
вил или лопаты и др.;
варваризмы — неправильно употребляемые слова и выраже-
ния, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы
обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;
идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому-
либо языку и непереводимые дословно на другой язык, например
«чудеса в решете», «елки-палки», «шут гороховый» и др.
Фразеология — это совокупность устойчивых словосочета-
ний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки,
крылатые фразы и слова). Характер фразеологических оборотов
оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности
и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, ус-
ловия воспитания, уровень образования, национальность, эруди-
цию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову»,
«ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно
считать присущими любому русскому человеку, в то время как
«геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» ти-
пичны для лиц образованных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства — это выражения,
употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория,
гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры
(градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые
приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для
усиления речи, придания ей образности. Создавая запоминаю-
щиеся образы, они углубляют понимание основного, главного
в описываемых событиях, могут индивидуализировать письмен-
ную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексиче-
ских, фразеологических и изобразительных средств языка; мане-
ру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз; построение
текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-
газетным), официально-документальным (канцелярским), произ-
водственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпи-
столярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмо-
циональным, психическим, профессиональным и иным привычкам
и наклонностям автора.
На основании анализа признаков письменной речи может быть
высказано предположение об авторе анонимного документа: его
половой принадлежности, национальности, образовании, возрасте,
профессии (специальности), месте работы и жительства и др.
Когда в результате следственных действий и оперативно-
розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в
авторстве, проводится подбор материалов для идентификации
автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования,
предъявляются определенные требования: объем, происхождение,
время исполнения и тематика.
Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного (компью-
терного) и до 10 страниц рукописного текста. Однако особое вни-
мание должно быть уделено качеству образцов, отражению харак-
терных особенностей навыков письменной речи автора.
По происхождению различают свободные и эксперименталь-
ные образцы письма.
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные
подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи
с расследованием преступления. Это могут быть материалы лич-
ного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие
документы.
Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные по-
дозреваемым по предложению следователя. Получение экспери-
ментальных образцов связано с необходимостью написания по-
дозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся
в свободных образцах. Отбор образцов производится по возмож-
ности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы
следует отбирать как можно ближе к моменту появления иссле-
дуемого текста. В этих образцах должны быть тексты, написан-
ные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый
документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы
могут быть использованы только для проверки грамматических,
но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах перед экспертами можно
поставить следующие вопросы: не является ли автором аноним-
ного документа гражданин Н., образцы письма которого пред-
ставлены; одним или разными лицами составлен представленный
текст; какие данные о личности автора документа можно полу-
чить путем анализа признаков письменной речи и др.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017