Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Учеты, осуществляемые ГИАЦ МВД России


Наш телефон +7-905-5555-200

 

Все учеты, ведение которых осуществляется ГИАЦ МВД Рос-
сии, являются федеральными.
Пофамильный и дактилоскопический оперативно-спра-
вочные учеты осуществляются путем ведения пофамильных
и дактилоскопических картотек либо АБД. Документы, исполь-
зуемые для формирования и ведения этих учетов, делятся на
основные и корректирующие.
Основные документы:
1) учетная алфавитная карточка формы 1 на осужденного (аре-
стованного);
2) дактилоскопическая карта на осужденного (арестованного);
3) розыскная карточка.
Корректирующие документы:
1) извещение об осужденном (арестованном);
2) уведомление;
3) сообщение для внесения изменений в анкетные данные осу-
жденного;
4) сообщение о смерти ранее судимого лица; постановление ор-
гана следствия (дознания) о прекращении дела по реабилитирую-
щим основаниям, оправдательный приговор суда.
Документы составляются следователями, независимо от ведом-
ственной принадлежности, сотрудниками СИЗО, ИВС, уголовно-
исполнительных инспекций, подразделений по профилактике пре-
ступлений несовершеннолетних, паспортных служб, судами.
Основанием для постановки на учет лиц, привлекаемых к уго-
ловной ответственности, являются: приговор суда; постановление
о привлечении в качестве обвиняемого; постановление органа
следствия (дознания), решение судьи (суда) о прекращении уго-
ловного дела по нереабилитирующим основаниям; постановление
о заведении розыскного дела. Документы представляются в ИАЦ
в течение 48 часов с момента получения одного из оснований по-
становки на учет или прибытия (убытия) осужденного.
К розыскным учетам относятся: учет лиц, объявленных в
федеральный и межгосударственный розыск; учет утраченного
или выявленного огнестрельного оружия и вооружения; учет
разыскиваемого и бесхозного транспорта; учет похищенных
предметов антиквариата и культурных ценностей.
Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный
розыск, предназначен для обеспечения мероприятий федерального
розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоох-
ранительных органов России и зарубежных государств.
Постановка на учет лица, объявленного в федеральный ро-
зыск, осуществляется постановлением об объявлении розыска с
обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и но-
мера паспорта разыскиваемого. Основанием для снятия разыски-
ваемого с учета является прекращение в отношении него розыск-
ного дела.
Учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия
и вооружения  осуществляется путем ведения картотек или авто-
матизированного банка данных (АИПС «Оружие»). На учет ста-
вится похищенное, утерянное, изъятое, найденное, добровольно
сданное боевое, служебное, гражданское нарезное огнестрельное
оружие всех моделей, гранатометы, огнеметы, портативные
ствольные и реактивные артиллерийские системы, взрывные уст-
ройства дистанционного, электромеханического и ручного управ-
ления. Сдаваемое вооружение, ранее находившееся у юридических
и физических лиц на законных основаниях, на учет не ставится.
Для постановки на учет заполняется идентификационная кар-
та на оружие — П1. Она составляется сотрудниками и военно-
служащими органов МВД России, ФСБ России, прокуратуры,
военных комендатур, военных комиссариатов, воинских частей
внутренних войск и Вооруженных Сил при получении заявления
(сообщения) об утрате оружия, а также в случае изъятия и прие-
ма найденного и сдаваемого вооружения. Вышеперечисленные
органы ориентируют дежурные части органов внутренних дел по
территориальности о приметах оружия с указанием его марки,
идентификационных номеров и особенностей для включения
в ежесуточные оперативные сводки.
Учет разыскиваемого и бесхозного транспорта в Федеральном
банке криминальной информации (ФБКИ) осуществляется с по-
мощью подсистемы «Автопоиск». Федеральному учету подлежат
легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полупри-
цепы отечественного и иностранного производства. Кроме них на
местный учет ставятся мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.
Для регистрации разыскиваемого и выявленного бесхозного
транспортного средства заполняется идентификационная карта П3.
Основанием для постановки на учет является заявление (сообще-
ние) в органы внутренних дел о незаконном завладении, а также
о выявлении бесхозного транспортного средства.
Карта заполняется следователем (дознавателем) при возбуж-
дении уголовного дела по факту незаконного завладения транс-
портным средством. На бесхозное транспортное средство иден-
тификационная карта составляется инспектором ГИБДД по ро-
зыску или сотрудником, его заменяющим. Срок представления
документов в ИАЦ — в течение суток с момента регистрации.
Учет похищенных предметов антиквариата и культурных
ценностей производится с помощью картотек, а в ФБКИ —
в подсистеме «Антиквариат». На каждый предмет антиквариата
заполняется идентификационная карта на предмет — П2. Пред-
меты антиквариата ставятся на учет в ГИАЦ, ИАЦ по данным
подразделений органов внутренних дел, органов безопасности,
прокуратуры, таможенных органов и суда в течение семи суток
после возбуждения уголовного дела или получения сведений
об утрате предмета или его выявлении.
К криминалистическим относятся нижеследующие учеты.
Централизованный криминалистический учет хищений цен-
ностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС
«Сейф». Основным ее назначением является централизованное
информационное обеспечение раскрытия и расследования серий-
ных хищений любых ценностей из сейфов, шкафов, ящиков, со-
вершаемых преступниками, особенно в случае рецидива преступ-
лений и их межрегионального характера. Учет ведется совместно:
ГИАЦ МВД России (информационная технология сбора и
первичного контроля данных, ведение картотеки информацион-
ных карт на лиц);
ЭКЦ МВД России (экспертно-криминалистический анализ
данных и ответы на запросы, ведение картотеки информацион-
ных карт на преступления);
ДепУР МВД России и СК при МВД России (организация от-
работки материалов на серийные хищения и преступников, в пер-
вую очередь при рецидиве преступлений, и гастролеров, коорди-
нация усилий МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД
(ОВД) УРО МВД России в этом направлении).
Централизованный криминалистический учет преступников и
преступлений осуществляется в ГИАЦ с помощью АИПС «АБД —
центр», в ИАЦ — с помощью АИПС «АБД — Республика, область».
На учет ставятся: особо опасные преступники; преступники-
гастролеры; «авторитеты» уголовной среды, организаторы и уча-
стники преступных, бандитских, террористических, диверсион-
ных групп и формирований; судимые за совершение тяжких и
особо тяжких преступлений; лица, совершившие преступления
«с окраской»; раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие
преступления; преступления «с окраской».
Основаниями для постановки на учет являются постановле-
ния о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовного
дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, за-
ключении под стражу, постановление о заведении розыскного
дела, определение или приговор суда о заключении под стражу,
приговор суда, наличие в банке данных ГИАЦ и ИАЦ учетных
документов на лицо, направленных по иным уголовным делам.
Для учета лиц и преступлений используется единая унифици-
рованная информационно-поисковая карта (ИПК). Он использу-
ется и в основных типах обращений к учетам: постановках на
учет и коррекциях. Составляется следователями, независимо от
ведомственной принадлежности, сотрудниками оперативно-розыск-
ных и других подразделений правоохранительных органов.
Учет лиц, совершающих хищения товаров народного потреб-
ления путем мошенничества, а также организаций, предприятий,
подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров
на поставку товаров народного потребления, осуществляется
в ФБКИ с помощью АИПС «Досье — Мошенник». В ней приме-
няются следующие входные информационные документы: иден-
тификационная карта на лицо — Л1; приложение к карте — Л1.1,
в котором содержится описание особенностей преступных дейст-
вий данного лица.
Эти документы используются во всех типах обращений поль-
зователей к базе данных: запросах, постановках на учет, коррек-
циях. Они составляются сотрудниками, занимающимися выявле-
нием и раскрытием хищений путем мошенничества.
Основаниями постановки на учет являются постановления
о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовных дел;
привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого); заведе-
нии розыскного дела, наличие в ГИАЦ (ИАЦ) учетных докумен-
тов на лицо, направленных по иным уголовным делам.
Учет без вести пропавших, неопознанных трупов, неизвест-
ных больных и детей осуществляется путем ведения картотек и
автоматизированного информационного банка данных (АИПС
«Опознание»). Учету подлежат: лица, исчезнувшие без видимых
к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются
неизвестными; лица, потерявшие связь с родственниками; несо-
вершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских
домов и других учреждений, а также бежавшие из детских при-
емников-распределителей, спецшкол и спецучилищ; психически
больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и
ушедшие из дома или медицинских учреждений; неопознанные
трупы граждан; лица, находящиеся в психоневрологических и
других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых,
детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья
или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.
Для формирования учета используется опознавательная карта
(ОК) единого образца на все учитываемые категории лиц, которая
используется и для обращения к учетам.
Основаниями постановки на учет являются заведение уго-
ловного, розыскного дел или дела по установлению личности.
Опознавательные карты составляются сотрудниками, в производ-
стве которых находятся соответствующие дела. На неопознанный
труп, если состояние трупа не изменено, и неизвестного больного
составляются еще и дактокарты.
Учет похищенных и изъятых документов общегосударствен-
ного обращения и номерных вещей осуществляется в целях обес-
печения розыска похищенных и изъятых документов, вещей,
имеющих индивидуальные номера или характерные признаки, а
также содействия раскрытию преступлений, связанных с ними.
На централизованный учет в ГИАЦ ставятся похищенные и изъя-
тые номерные вещи, а также документы и ценные бумаги обще-
государственного обращения в связи с совершенными преступле-
ниями, подлежащими регистрации в БКИ, в подсистеме «Вещь».
На каждую вещь заполняется идентификационная карта на ра-
зыскиваемую вещь ИПК-В. Документы и номерные вещи ставят-
ся на учет по данным подразделений органов внутренних дел,
органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов и суда
в течение суток с момента поступления идентификационной кар-
ты в ГИАЦ, ИАЦ.
Централизованный учет правонарушений и преступлений, совер-
шенных на территории России иностранными гражданами и лицами
без гражданства, а также в отношении них, ведется в целях обес-
печения правоохранительных органов информацией о правона-
рушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и
лиц без гражданства (ЛБГ) или совершенных в отношении них.
Он осуществляется путем формирования и ведения автоматизи-
рованной информационной системы (АИС) «Криминал-И». В ее
составе функционируют подсистемы:
1) административная практика («Адмпрактика»);
2) преступление;
3) дорожно-транспортное происшествие («ДТП-И»);
4) розыск;
5) наказание.
Учету в подсистеме «Адмпрактика» подлежат иностранные
граждане и ЛБГ, привлеченные к административной ответствен-
ности, в том числе нарушившие правила пребывания на террито-
рии Российской Федерации.
Основанием для постановки на учет является протокол об
административном правонарушении, в ГИАЦ — учетная карточ-
ка на иностранного гражданина (ЛБГ), привлеченного к админи-
стративной ответственности или выдворенного из России, либо
сообщение об административном правонарушении иностранного
гражданина (ЛБГ).
Подсистема «Преступление» предназначена для обеспечения
сотрудников правоохранительных органов информацией о престу-
плениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех ка-
тегорий, пребывающих на территории России, либо совершенных
в отношении них.
Основанием для постановки на учет является факт регистра-
ции происшествия (преступления) с участием иностранных граж-
дан и ЛБГ.
Подсистема «Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-
И») позволяет получать оперативно-справочную и аналитическую
информацию об иностранных гражданах и ЛБГ — участниках до-
рожно-транспортных происшествий на территории России.
Подсистема «Розыск» предназначена для информационного
обеспечения заинтересованных подразделений сведениями об ино-
странных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных.
Подсистема «Наказание» обеспечивает автоматизированный
пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена
для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностран-
ных гражданах и гражданах РФ, постоянно проживающих за гра-
ницей, находящихся под следствием, арестованных или отбы-
вающих наказание на территории России.
§ 3. Криминалистические учеты, ведущиеся ЭКЦ МВД России
Учет следов рук предназначен для установления лиц, оста-
вивших такие следы на месте происшествия, а также фактов при-
надлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям,
одному и тому же неустановленному человеку. Он ведется на
федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), регио-
нальном и местном уровнях.
Картотека учета формируется из информационных карт (форма
ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки
следов рук в масштабе 1:1. Допускается формирование и ведение
учета в виде электронных баз данных на основе программно-
технических комплексов автоматизированных дактилоскопиче-
ских идентификационных систем (АДИС).
Информационные карты группируются по двум разделам.
Первый содержит фотоснимки следов рук с установленным типом
и видом папиллярного узора, систематизированных по выбран-
ной дактилоскопической классификации. При этом допускается
создание подразделов этого раздела по времени, способу совер-
шения преступления и другим признакам, облегчающим провер-
ку дактилокарт по картотеке. Второй раздел содержит фотосним-
ки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папил-
лярного узора, а также ладоней.
По первому разделу картотеки проверяются следы рук, под-
лежащие помещению в данный раздел, и дактилокарты лиц, по-
дозреваемых в совершении преступлений, направляемые инициа-
торами с заданием. Следы рук, подлежащие помещению в данный
раздел, проверяются также по массивам дактилокарт соответст-
вующего органа внутренних дел. Проверке же по второму разделу
подлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении кон-
кретных преступлений.
Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного
стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест проис-
шествий и преступлений, предназначен для установления кон-
кретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося
при совершении преступления, фактов применения одного и того
же неустановленного экземпляра оружия при совершении
нескольких деяний. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и
патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огне-
стрельного оружия, изъятые с мест происшествий.
Учет ведется на федеральном и региональном уровнях. Регио-
нальные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми
из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а
также изъятыми с мест происшествий на территории соответст-
вующего субъекта РФ, если по одному преступлению имеется не
менее трех пуль, гильз или патронов, стреляных в одном и том же
экземпляре оружия.
Картотека данного учета формируется из информационных карт
(форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты
учета. Ведение учета может осуществляться и в виде электрон-
ных баз данных.
Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву
пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного ору-
жия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федераль-
ный учет — дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз
утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного
оружия с нарезным стволом.
В случаях получения сообщения о раскрытии преступления
без установления использованного оружия объекты учета по дан-
ному преступлению хранятся в пулегильзотеке до установления
указанного оружия или истечения срока хранения.
Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пуле-
гильзотеки три года с момента совершения преступления, после
чего направляются для помещения в региональные пулегильзоте-
ки, где хранятся до установления использованного оружия, но не
более 15 лет с момента совершения преступления. По истечении
срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для
принятия решения о вещественных доказательствах в установ-
ленном законом порядке.
Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное ору-
жие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, пе-
ределанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособлен-
ное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), подлежит
обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу.
После этого оно возвращается инициатору, а экспериментальные
пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегиль-
зотеки, после чего с препроводительным письмом и информаци-
онной картой направляются в федеральную пулегильзотеку.
Экспериментальные пули и гильзы, стреляные в выявленном
огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим масси-
вам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России
в течение пяти лет, после чего в установленном порядке уничто-
жаются.
Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного,
гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом,
боевого ручного стрелкового оружия предназначен для уста-
новления фактов использования указанного оружия при совер-
шении преступлений и обеспечения его розыска. Учет ведется на
федеральном уровне.
Его картотека формируется из информационных карт (форма
ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты.
На учет ставятся пули и гильзы утраченного служебного, гра-
жданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого
ручного стрелкового оружия калибра не более 14,5 мм, изготов-
ленного на предприятиях по производству оружия и предназна-
ченного для реализации на территории России; прошедшего
переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой
механизм, патронник или канал ствола; ввезенного предприятия-
ми-поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота
на территории России; приобретенного гражданином РФ за гра-
ницей; хранящегося и используемого предприятиями, организа-
циями и учреждениями; передаваемого или продаваемого пред-
приятиями, организациями и учреждениями; принадлежащего
гражданам РФ, в том числе наградного и оставляемого сотрудни-
кам государственных военизированных организаций, уходящим на
пенсию; а также находящегося на вооружении этих организаций.
Контрольные пули и гильзы, стреляные в утраченном оружии,
проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и
патронов, изъятых с мест происшествий. Объекты данного учета
хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего поме-
щаются в архив, где хранятся в течение одного года, а затем
уничтожаются.
Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен
для установления единого источника происхождения такого ору-
жия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и
технологическим особенностям его изготовления. Он ведется на
федеральном и региональном уровнях.
Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется
из информационных карт (форма ИК-4), к которым на региональ-
ном уровне могут приобщаться натурные объекты. Формирование
и ведение картотеки возможно в виде электронной базы данных.
Постановке на этот учет подлежит огнестрельное оружие ка-
либра не более 14,5 мм с хорошо выраженными признаками и дос-
таточной степенью отображения индивидуальных особенностей
станочного оборудования, инструментов и селективной сборки:
изготовленное полностью самодельным способом (за исключением
дульнозарядного); переделанное самодельным способом из огне-
стрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного
огнестрельного оружия); переделанное самодельным способом из
газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно
сходных с ним изделий, а также устройств промышленного произ-
водства; собранное из частей и деталей оружия, не прошедших пол-
ный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).
После производства экспертного исследования, по результатам
которого огнестрельное оружие относят к одной из вышеуказанных
категорий, оно ставится на региональный учет и помещается в
соответствующую информационно-справочную коллекцию. Один
экземпляр информационной карты на оружие направляется в
ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. Срок
хранения информационных карт и самодельного огнестрельного
оружия в коллекции — не менее шести лет. По истечении сроков
хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследо-
вания или уничтожается.
Учет самодельных взрывных устройств предназначен для
установления единого источника происхождения таких устройств
(их основных элементов и механизмов) по конструктивным и
технологическим особенностям их изготовления. Он ведется на
федеральном и региональном уровнях. Постановке на данный
учет подлежат самодельные (полностью или частично) ВУ (их
элементы, остатки после взрыва).
Картотеки учета формируются из информационных карт (фор-
ма ИК-3), допускается формирование картотеки учета в виде
электронной базы данных. Составление информационных карт
осуществляется с использованием результатов проведенных экс-
пертных исследований, следственных действий, иных сведений.
При этом к информационной карте приобщаются схемы конструк-
ции взрывного устройства и его основных элементов, натурные
образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном
уровне). В случаях использования в них радиоэлектронных испол-
нительных механизмов самодельное ВУ (его остатки после взрыва)
в натурном виде направляется в ЭКЦ МВД России. Приобщение
к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества
или взрывоопасные элементы, не допускается.
Учеты поддельных денежных билетов, монет, бланков цен-
ных бумаг и документов предназначены для установления едино-
го источника происхождения (изготовителя) поддельных денег,
ценных бумаг, документов по способу (технологии) их изготовле-
ния. Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях.
Проверкам и постановке на учет подлежат: полностью под-
дельные деньги, в том числе и в иностранной валюте, поддельные
ценные бумаги, поддельные документы федерального значения, за
исключением изготовленных способом рисования; подлинные, но
частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные
и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения
бумаги, следы давления и т.д.) деньги и ценные бумаги.
Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и доку-
ментов формируются из информационных карт (форма ИК-1), к
которым приобщаются натурные объекты. Допускается форми-
рование и ведение картотеки учета в виде электронной базы дан-
ных. При этом на оборотной стороне информационных карт раз-
мещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон
объектов, выполненные в масштабе: для денежных билетов —
1:1; для ценных бумаг и документов — 1:1 или 1:2; для монет —
3:1. Объекты учета систематизируются по наименованию, досто-
инству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, еди-
ному источнику происхождения.
В случаях, когда при проведении проверки по региональному
учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет
объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответ-
ствующие таблицы письма установленной формы и ежекварталь-
но направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на феде-
ральный учет. При отрицательном результате проверки (отсутст-
вие совпадений) объекты учета с информационными картами
направляются в ЭКЦ МВД России для проверки и постановки на
федеральный учет.
При поступлении на экспертное исследование одного объекта
и отрицательном результате его проверки по региональному уче-
ту данный объект направляется для проверки и ставится на феде-
ральный учет. При поступлении на экспертное исследование двух
и более объектов с единым источником происхождения и отрица-
тельном результате их проверки по региональному учету один
объект ставится на региональный учет, один объект с информа-
ционной картой направляется для проверки и постановки на фе-
деральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору
проверки. При установлении совпадения поступившего объекта с
объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информа-
ционная карта помещается в картотеку, а объект в установленном
порядке возвращается инициатору. При отрицательном результате
проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а
информационная карта — в картотеку федерального учета.
Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов
предназначен для установления лиц, оставивших биологические
следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологи-
ческих следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному
и тому же неизвестному лицу, а также для установления лично-
сти неопознанных трупов.
Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях
по преступлениям, предусмотренным ст. 105, 111 и гл. 18 УК РФ,
а также по трупам, личность которых не установлена по заверше-
нии всех других розыскных мероприятий. Биологические объек-
ты (следы, образцы) исследуются с обязательным использовани-
ем конкретных генетических маркеров (локусов).
Получение образцов трупного материала органами, осуществ-
ляющими производство по делу об установлении личности не-
опознанных трупов, осуществляется в 10-дневный срок с момента
обнаружения трупа. До завершения всех других розыскных ме-
роприятий по установлению личности указанные образцы хра-
нятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля.
Направление трупного материала неопознанного трупа для полу-
чения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по
истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в
случае, если установить его личность иными способами не пред-
ставилось возможным. В случае установления личности неопо-
знанного трупа образцы подлежат захоронению.
Учет данных ДНК состоит из двух разделов. Первый содер-
жит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест проис-
шествий (неизвестных лиц). Второй раздел включает данные
ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов. Учет данных
ДНК ведется в виде картотеки, формируемой из информацион-
ных карт (форма ИК-2), а также электронной базы данных.
По первому разделу картотеки проверяется:
1) данные ДНК биологических следов, изъятых с мест проис-
шествий;
2) данные ДНК неопознанных трупов;
3) данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установлен-
ные при производстве экспертизы (при наличии соответствующе-
го поручения следователя, дознавателя).
В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследова-
ние, заполняет информационную карту (форма ИКЛ). Проверка
данных ДНК подозреваемого (проверяемого) лица осуществляет-
ся по региональному учету без постановки на учет, после чего
ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами
проверки.
В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что
подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступле-
ния на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с пись-
менным заданием руководителя органа расследования направля-
ется для проверки по федеральному учету данных ДНК.
Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предпо-
лагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших
без вести.
Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов
шин транспортных средств предназначены для установления
конкретного следообразующего объекта, оставившего след на
месте преступления, а также фактов использования одного и того
же объекта при совершении разных преступлений. Они ведутся
на региональном и местном уровнях.
Картотеки формируются из информационных карт (форма
ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки
следов в масштабе: для следов подошв обуви, оставленных всей
подошвой, — 1:2, оставленных участком подошвы — 1:1; для
следов орудий взлома — 3:1; для следов протекторов шин транс-
портных средств — 1:5.
Учет субъективных портретов предназначен для установле-
ния личности разыскиваемых лиц (в том числе преступников,
скрывшихся с места происшествия), а также фактов совершения
нескольких преступлений одним лицом. Учет ведется на регио-
нальном и местном уровнях.
Картотека учета субъективных портретов формируется из ин-
формационных карт (форма ИК-6), которые составляются в элек-
тронном виде (при наличии программных и технических средств)
с последующим получением копии на бумажном носителе (фор-
мат А4) или заполняются на типографском бланке. Постановке на
учет подлежат субъективные портреты, изготовленные с помо-
щью компьютерных программ, а также иных (неавтоматизиро-
ванных) способов. При этом на информационные карты помеща-
ются изображения лиц, выполненные в масштабе, при котором
расстояние между центрами зрачков глаз составляет 20 мм.
После изготовления субъективного портрета и его проверки
по массиву учета составляется справка, которая вместе с субъек-
тивным портретом направляется инициатору задания. При уста-
новлении типового сходства с ранее изготовленным субъектив-
ным портретом аналогичная справка направляется также инициа-
тору ранее изготовленного субъективного портрета.
Каждому очевидцу после изготовления субъективного порт-
рета предъявляются все субъективные портреты, изготовленные в
текущем году, а по конкретному виду преступления — не менее
чем за три года.
В срок не более 10 суток с момента установления лица, на ко-
торое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет
в ЭКП соответствующую информацию и, по возможности, фото-
графию лица, выполненную по правилам сигналитической съемки
(анфас, расстояние между центрами зрачков глаз — 20 мм).
Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц пред-
назначен для установления неизвестных лиц, подозреваемых в
совершении преступлений, и фактов совершения нескольких дея-
ний одним лицом по особенностям русской речи говорящего,
запечатленной на фонограммах. Учет ведется на региональном
уровне по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте
терроризма), а также по деяниям средней тяжести, тяжким и осо-
бо тяжким преступлениям.
Фонотека содержит фонограммы речи неизвестных лиц либо
анонимные сообщения и состоит из следующих разделов:
1) звукозаписей устной речи типовых по качеству и длитель-
ности фонограмм;
2) звукозаписей устной речи для нетиповых фонограмм. Все
фонограммы, поступающие на проверку, постановку на учет,
проверяются по обоим разделам фонотеки.
Фонотеки формируются и ведутся в виде электронных баз
данных. При этом после проверки и постановки объектов на учет
представленные звуковые носители речи (голоса) возвращаются
инициатору в установленном порядке. Картотека фонотеки фор-
мируется из информационных карт (форма ИК-7), к которым
приобщаются фонограммы.
Длительность фонограммы речи, ставящейся на учет, должна
быть не менее восьми секунд. При постановке на учет в фонотеку
или проверке нетиповых фонограмм (а также соответствующих
им по качеству и длительности) инициатор информируется о по-
ниженной надежности поиска.
На проверку предоставляются оригиналы фонограмм устной
речи на магнитной ленте или иных носителях звуковой информа-
ции, с текстами содержания разговоров и с указанием фраз, произ-
несенных данным субъектом, и следующими сведениями об усло-
виях звукозаписи: модель и фирма-изготовитель цифрового реги-
стратора; тип магнитофона; скорость движения звуконосителя при
записи; номера кассет или катушек; даты сеансов записи, их дли-
тельность, сведения о способах получения записи (звонки в орга-
низации, по личным телефонам и т.п.); характеристики условий
записи; вид телефонной связи (внутригородская, междугородняя,
международная, сотовая и т.д.).
Пригодность фонограмм к обработке в системе определяется
специалистом. В ходе прослушивания устанавливается также
наличие шумов и искажений, вносимых отдельными звеньями
тракта звукозаписи.
Типовые фонограммы речи, обрабатываемые в системе фоно-
учета, должны иметь конкретные характеристики по частотному
диапазону речевых сигналов; отношению средних уровней этих
сигналов и помех; а также по уходу скорости при звукозаписи фо-
нограмм. Кроме того, должны отсутствовать существенные линей-
ные и нелинейные искажения речевого сигнала, а длительность
типовых фонограмм непрерывной устной речи субъекта, ставяще-
гося на учет, должна быть не менее 100 секунд. Фонограмма долж-
на быть представлена в виде спонтанной речи в нейтральном эмо-
циональном состоянии субъекта, устная речь которого должна быть
лингвистически представительна. Непредставительным является
читаемый или заученный текст, а также речь не на русском языке.
При обработке фонограмм речи в системе фоноучета для каждо-
го объекта заполняется электронная учетная карта произвольной
формы, в которую заносятся регистрационные данные, иная ин-
формация и сведения, по которым может быть осуществлен учет и
поиск объектов. К таким данным относятся: регистрационные све-
дения (тип задания, его инициатор, входящие и исходящие номера);
регистрационные данные объекта (если имеются); характеристи-
ка фонограмм, полученная в результате предварительного про-
слушивания (наименование исходной фонограммы, характеристика
ситуации общения, текстовая информация: начальные и конечные
слова разговора, имя исходного файла речи, начальные и конечные
слова речи субъекта, «ключевые» слова); характеристика фоно-
грамм, полученная в результате предварительного исследования
(тип звуконосителя, скорость его движения; тракт звукозаписи; ко-
личество представленных на исследование разговоров данного субъ-
екта, их длительность, частотный диапазон, отношение сигнал/шум;
сведения о проведенных исследованиях (номер задания по внутрен-
нему учету, дата проведения исследований, их краткие результаты;
учетный номер, присвоенный объекту; фамилия специалиста, прово-
дившего исследования; исходящий номер письма-ответа).
Краниологический учет (черепов неопознанных трупов)
предназначен для установления личности неопознанных трупов
по их черепам. Учет ведется на региональном уровне.
Органы (лица), в производстве которых находятся материалы
по установлению личности неопознанных трупов, организуют по-
лучение и направление обработанных препаратов черепа в соответ-
ствующие экспертно-криминалистические подразделения для ре-
конструкции прижизненного облика и постановки его на учет,
а также проверки по данным учета без вести пропавших граждан
и иных разыскиваемых лиц.
Картотека учета формируется из информационных карт (форма
ИК-8). При этом к информационной карте приобщаются натур-
ные объекты — черепа неопознанных трупов, фрагменты костей
черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на ис-
следование вместе с черепом.
Учеты микрообъектов (микроволокон, частиц лакокра-
сочного покрытия, полимеров и металлов) предназначены для
установления соответствующего объекта — предмета, в состав
которого они входили. Учеты ведутся на региональном уровне по
тяжким и особо тяжким преступлениям. Картотеки учетов мик-
рообъектов формируются из информационных карт (форма ИК-9),
к которым прилагаются образцы микрообъектов.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017