Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора.

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее - рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 195-ФЗ)

 

  


Комментарий к статье 3

1. В ст. 3 АПК даны ответы на вопросы о том, кто компетентен принимать законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах, какие нормативные акты являются источниками арбитражного процессуального права, как действуют арбитражные процессуальные законы во времени и пространстве.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражно - процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. Следовательно, ни органы субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе принимать законы, другие нормативные акты, регулирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации. Подобные нормативные акты применению не подлежат, а решения, вынесенные в соответствии с ними, отменяются, как постановленные с нарушением арбитражного процессуального законодательства.
2. В ч. 2 ст. 3 АПК перечислены источники арбитражного процессуального права.
Особое место среди них занимает Конституция РФ. В ней содержатся не только нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации в принятии арбитражного процессуального законодательства, но и принципы арбитражного судопроизводства: равенства организаций и граждан перед законом и судом (ст. 19); осуществление правосудия только арбитражным судом по экономическим и иным спорам, отнесенным законом к его ведению (ст. 118), независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120), гласность (ст. 123), состязательность (ст. 123), процессуальное равноправие сторон (ст. 123), назначаемость судей арбитражных судов (ст. 128) и др.
В Конституции РФ закреплены и многие другие нормы, имеющие непосредственное отношение к арбитражному процессу.
Так, в ст. 46 записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии со ст. 50 при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Судопроизводство в арбитражных судах регламентируется и нормами, содержащимися в ФКЗ "Об арбитражных судах...". Данный Закон устанавливает, в частности, систему арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, обязательность судебных актов, полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов всех уровней и др.
Источником арбитражного процессуального права является также ФКЗ "О судебной системе", который внес ряд новых положений в арбитражное судопроизводство.
Во-первых, с принятием указанного Закона расширился круг источников арбитражного процессуального права.
Во-вторых, осуществлять правосудие в арбитражных судах теперь могут не только судьи, но и арбитражные заседатели, привлекаемые к этой деятельности в установленном законом порядке (ст. 1 ФКЗ "О судебной системе").
В-третьих, по-новому изложен вопрос об обязательности судебных постановлений. В соответствии со ст. 6 Закона вступившие в силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, в Законе этот вопрос решен в широком плане - обязательными для всех являются не только судебные акты (решения, определения, постановления), но и законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения арбитражного суда.
К источникам арбитражного процессуального права следует отнести и ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.) Он, в частности, устанавливает: требования, предъявляемые к судье, порядок наделения судей полномочиями, порядок наделения полномочиями и прекращение полномочий председателей и заместителей председателей судов, гарантии независимости судей, сроки полномочий судьи, дисциплинарную ответственность судей и др.
Федеральный закон "Об арбитражных заседателях" содержит правовые нормы, определяющие, кто может быть арбитражным заседателем в арбитражном суде, регулирует порядок их привлечения к рассмотрению дела, устанавливает требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, порядок формирования и утверждения списков арбитражных заседателей, срок их полномочий, приостановление и прекращение полномочий, гарантии независимости и др.
Арбитражный процессуальный кодекс - нормативный акт, детально регулирующий порядок судопроизводства по экономическим спорам и иным делам, отнесенным законом к ведению арбитражного суда. Кодекс регламентирует деятельность как суда, так и других лиц во всех стадиях арбитражного процесса - до исполнительного производства.
Источником арбитражного процессуального права являются ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. и другие федеральные законы, которые содержат арбитражные процессуальные нормы и вносят в АПК какие-либо изменения и дополнения.
Нормы федеральных законов не должны противоречить ни Конституции РФ, ни ФКЗ "Об арбитражных судах...". В противном случае применяют нормы Конституции или ФКЗ "Об арбитражных судах...".
3. Арбитражные процессуальные нормы содержатся не только в АПК, ФКЗ "Об арбитражных судах...", Конституции РФ, но и во многих материально - правовых нормативных актах - в Гражданском кодексе РФ, в Законе о приватизации и др. В ч. 2 ст. 3 АПК РФ говорится, что такие нормы должны соответствовать нормам АПК, ФКЗ "Об арбитражных судах...", Конституции РФ. Следовательно, в случае противоречия арбитражных процессуальных норм, закрепленных в материально - правовых нормативных актах, установлениям Конституции, ФКЗ "Об арбитражных судах..." и АПК приоритет имеют правовые нормы последних основополагающих актов.
Например, согласно п. 3 ст. 51 ФЗ "О рынке ценных бумаг" в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, Федеральная комиссия направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые нормы аналогичного содержания закреплены и в п. 6 и 7 ст. 51 этого Закона. Между тем согласно действующему процессуальному законодательству материалы проверки, проведенной органом исполнительной власти, не являются средством возбуждения гражданского дела ни в арбитражном суде, ни в суде общей юрисдикции. Поэтому приведенные нами процессуальные правовые нормы, закрепленные в ФЗ "О рынке ценных бумаг", не могут применяться арбитражным судом.
Кроме изложенного, можно сослаться и на п. 1 ст. 29 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. (в ред. от 23 июля 1999 г.), согласно которому в случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась с нарушением положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также условий договоров купли - продажи государственного или муниципального имущества, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры Российской Федерации вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.

По смыслу данной правовой нормы получается, что перечень лиц, имеющих право предъявить в арбитражный суд, например, иск о признании недействительными сделок о приватизации, является исчерпывающим.
А как быть, если с таким иском (или с другим предусмотренным в п. 1 ст. 29 Закона требованием) в арбитражный суд обращается лицо, считающее себя собственником приватизированного имущества, либо иное лицо, полагающее, что сделка приватизации нарушает его субъективное гражданское право?
Из содержания п. 1 ст. 29 Закона следует, что эти лица не имеют права на обращение в суд с иском о защите своих нарушенных прав. Однако это не соответствует ст. 4 АПК, где записано, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, иск о признании недействительными сделок приватизации должен быть принят арбитражным судом не только от лиц, перечисленных в п. 1 ст. 29 Закона РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", но и от иных заинтересованных лиц.
Как и в других отраслях права, АПК закрепляет приоритет норм, установленных международным договором Российской Федерации, перед "внутренним" процессуальным законодательством.
4. Правило, содержащееся в ч. 4 ст. 3 АПК, определяет пределы действия арбитражных процессуальных норм во времени: судопроизводство ведется по законам, действующим во время рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения.
Следовательно, если производство по делу возникло до вступления в силу нового АПК или иного закона, регулирующего порядок судопроизводства в арбитражном суде, то суд при рассмотрении дела или проведении отдельных процессуальных действий обязан применять новый закон, действующий на этот момент независимо от того, когда было возбуждено данное дело - до или после вступления его в силу.
Арбитражный процессуальный кодекс является федеральным законом. Порядок вступления в силу таких законов определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно ст. 6 этого Закона перечисленные законодательные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в них самих не установлен другой порядок.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Закона).
5. Постановления Конституционного Суда РФ тоже могут быть источниками арбитражного процессуального права. В письме от 25 августа 1994 г. N С3-7/ОЗ-614 "О Конституционном Суде Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил арбитражным судам, что акты или отдельные их положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных Конституционным Судом РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
Признание Конституционным Судом нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений <*>.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017