Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Для юридических лиц /  Ведение дел в Арбитражных судах /  Арбитражные споры /  Полезные статьи /  Арбитражный процессуальный кодекс РФ по состоянию на 19.12.2016 /  Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов...

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов...

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

6. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

 
 
 


Комментарий к статье 200

1. Статья 200 Кодекса определяет порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
В ч. 1 ст. 200 Кодекса предусматривается, что такие дела рассматриваются судьей единолично, в отличие от ст. 14 АПК 1995 г., предусматривавшей коллегиальное рассмотрение подобных дел.
Установлен двухмесячный срок рассмотрения таких дел. В этот срок включается и время на подготовку дела к судебному разбирательству, и время на принятие решения по делу.
В связи с этим надо иметь в виду, что двухмесячный срок, который отводится на подготовку ст. 134 АПК, может "работать" только применительно к делам, возникающим из гражданских правоотношений и рассматриваемым в порядке искового производства.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК на арбитражный суд возлагается обязанность извещения лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания.
При этом их неявка только тогда не будет препятствием к рассмотрению дела, когда суд не признал обязательной явку в судебное заседание указанных лиц.
3. В ч. 3 ст. 200 Кодекса реализуются властные полномочия суда, которые он должен использовать в целях "выравнивания" положения сторон, находящихся между собой в административных правоотношениях. В связи с этим арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа или лица, чьи акты или действия оспариваются, вызвать их в судебное заседание, привлечь к ответственности за невыполнение требования о явке в судебное заседания путем наложения штрафа и т.п.
4. В ходе судебного заседания арбитражный суд должен проверить оспариваемые акты и действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, совершивших оспариваемые действия.
Суд также должен установить в судебном заседании, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
5. В ч. 5 ст. 200 Кодекса предусматривается возложение обязанности доказывания на орган или лицо, чьи акты или действия (бездействие) оспариваются.
В этом также проявляются особенности административного судопроизводства, поскольку предполагается, что у более сильной стороны в споре административно - правового характера больше юридических и организационных возможностей для защиты.
6. В соответствии с ч. 6 ст. 200 Кодекса суду предоставляется право истребовать по своей инициативе доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения, от органа или лица, которые приняли оспариваемый акт или совершили оспариваемое действие (бездействие). Суд в данном случае занимает более активную позицию, проявляет инициативу, чтобы обеспечить юридическое равенство сторон в споре административно - правового характера.
Непредставление доказательств, истребованных судом, является основанием для применения мер ответственности к виновному лицу в соответствии с ч. 9 ст. 66 АПК.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017