Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.
(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)
5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
6. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Комментарий к статье 200
1. Статья 200 Кодекса определяет порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
В ч. 1 ст. 200 Кодекса предусматривается, что такие дела рассматриваются судьей единолично, в отличие от ст. 14 АПК 1995 г., предусматривавшей коллегиальное рассмотрение подобных дел.
Установлен двухмесячный срок рассмотрения таких дел. В этот срок включается и время на подготовку дела к судебному разбирательству, и время на принятие решения по делу.
В связи с этим надо иметь в виду, что двухмесячный срок, который отводится на подготовку ст. 134 АПК, может "работать" только применительно к делам, возникающим из гражданских правоотношений и рассматриваемым в порядке искового производства.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК на арбитражный суд возлагается обязанность извещения лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания.
При этом их неявка только тогда не будет препятствием к рассмотрению дела, когда суд не признал обязательной явку в судебное заседание указанных лиц.
3. В ч. 3 ст. 200 Кодекса реализуются властные полномочия суда, которые он должен использовать в целях "выравнивания" положения сторон, находящихся между собой в административных правоотношениях. В связи с этим арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа или лица, чьи акты или действия оспариваются, вызвать их в судебное заседание, привлечь к ответственности за невыполнение требования о явке в судебное заседания путем наложения штрафа и т.п.
4. В ходе судебного заседания арбитражный суд должен проверить оспариваемые акты и действия, установить, соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, совершивших оспариваемые действия.
Суд также должен установить в судебном заседании, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
5. В ч. 5 ст. 200 Кодекса предусматривается возложение обязанности доказывания на орган или лицо, чьи акты или действия (бездействие) оспариваются.
В этом также проявляются особенности административного судопроизводства, поскольку предполагается, что у более сильной стороны в споре административно - правового характера больше юридических и организационных возможностей для защиты.
6. В соответствии с ч. 6 ст. 200 Кодекса суду предоставляется право истребовать по своей инициативе доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения, от органа или лица, которые приняли оспариваемый акт или совершили оспариваемое действие (бездействие). Суд в данном случае занимает более активную позицию, проявляет инициативу, чтобы обеспечить юридическое равенство сторон в споре административно - правового характера.
Непредставление доказательств, истребованных судом, является основанием для применения мер ответственности к виновному лицу в соответствии с ч. 9 ст. 66 АПК.