Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

1. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.
2. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным настоящим Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.
4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.

Комментарий к статье 254

1. Иностранные граждане имеют национальный процессуальный режим в арбитражных судах РФ, т.е. пользуются теми же правами, что и граждане РФ.
Однако общее положение о правовой защите иностранных граждан и юридических лиц в России и российских - за рубежом зачастую оказывается осложнено вопросами судебных расходов.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможности предварительного обеспечения судебных расходов иностранными участниками арбитражного процесса.
В такой ситуации особое значение приобретает совершенствование механизмов взыскания госпошлины с иностранных юридических лиц, обращающихся в арбитражные суды Российской Федерации. Возможны три варианта решения этой проблемы.
Первый - оплата госпошлины может производиться со счетов иностранных юридических лиц в банках, расположенных на территории Российской Федерации.
Второй - в отсутствие таких счетов в банках на территории Российской Федерации оплата госпошлины за иностранного участника арбитражного процесса может производиться третьими лицами, связанными с иностранными фирмами договорными отношениями и представляющими иностранную сторону в арбитражном процессе.
Третий - при отсутствии счетов и представителей иностранных фирм на территории Российской Федерации арбитражный суд может вынести решение о взыскании госпошлины со счетов участника процесса за рубежом. В этом случае арбитражное решение направляется на исполнение в компетентный суд иностранного государства. При этом решение о взыскании госпошлины со счетов иностранной фирмы за рубежом в пользу бюджета Российской Федерации передается взыскателю - налоговой службе Российской Федерации для направления в иностранный суд. Оформляется такое решение с соблюдением условий, предусмотренных разделом IX Постановления N 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г.
Представляется, что данный порядок не исключает в некоторых случаях передачи решений о взыскании госпошлины за рубежом и в порядке судебных поручений арбитражного суда Российской Федерации иностранным судебным органам.
Иностранный участник арбитражного процесса может обратиться с ходатайством к арбитражному суду об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины.
При рассмотрении таких ходатайств арбитражному суду следует учитывать, что изменение режима уплаты госпошлины относится к институту процессуальных льгот. Процессуальные льготы иностранным лицам предоставляются, как правило, на условиях взаимности. Взаимность - международно - правовой принцип, закрепленный в международно - правовых договорах и обычаях. Применительно к процессуальным льготам в области платежей принцип взаимности закрепляется в соглашениях о правовой помощи.
Исходя из таких посылок в ст. 254 Кодекса разъясняется, что изменение режима оплаты судебных расходов для иностранных юридических лиц возможно, если это предусмотрено международными договорами о правовой помощи с участием Российской Федерации.
2. Иностранные лица обращаются в компетентный арбитражный суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности, установленных настоящим Кодексом.
3. Один из первых вопросов, который предстоит выяснить судье при рассмотрении дела с участием иностранного лица, - вопрос об установлении юридического статуса иностранной стороны в деле. Его разрешение позволит установить следующие обстоятельства: является ли сторона юридическим лицом или гражданином - предпринимателем, каков объем ее правоспособности, какие требования предъявляются к созданию, реорганизации, прекращению деятельности данного субъекта. Иностранное лицо, участвующее в разбирательстве спора в арбитражном суде Российской Федерации, обязано представить судье доказательства своего юридического статуса.
Зачастую при разрешении спора в Российской Федерации и юридический статус иностранного участника пытаются устанавливать в соответствии с российским законодательством. Применительно к иностранным участникам отношений такой подход ошибочен.
Действительно, правовой статус субъекта определяется на основе какого-либо положительного правопорядка. Однако это не означает, что юридический статус стороны будет устанавливаться по праву места разрешения спора.
В соответствии с общими нормами международного частного права правовой статус иностранного участника отношений устанавливается на основании личного закона, который, в свою очередь, определяется в соответствии с государственной принадлежностью (национальностью). Употребление термина "национальность" с точки зрения международного частного права правомерно и для юридических лиц.
Традиционно национальность юридических лиц принято определять на основании одного из следующих критериев.
Во-первых, по месту учреждения (инкорпорации) юридического лица. Это правило закреплено, в частности, в законодательстве Российской Федерации, США, Великобритании.
Во-вторых, по месту нахождения юридического лица. Под местом нахождения в данном случае понимается место нахождения правления (штаб - квартиры) юридического лица. В соответствии с этим критерием определяется национальность юридических лиц правом Франции, ФРГ и ряда других стран.
В-третьих, по месту осуществления основной деятельности. Этот принцип характерен, например, для законодательства Италии.
Таким образом, государственная принадлежность юридического лица и соответственно его юридический статус будут определяться в зависимости от того, какой критерий признан законодательством того или иного государства.
В доктрине и практике международного частного права встречаются и иные критерии определения национальности юридических лиц. Так, в частности, предлагается определять государственную принадлежность юридического лица в зависимости от национальности субъекта, контролирующего капитал юридического лица.
Современный период развития международного частного права обозначил необходимость дифференциации правового статуса юридических лиц в зависимости от характера правоотношений. Так, к отношениям по коммерческим контрактам, разбирательству споров возможно применение критерия места учреждения, а к отношениям по налогообложению - места осуществления деятельности.
4. Иностранному лицу могут быть представлены не только льготы, но и применены реторсии (ограничения, обременения в процессуальных правах). Подобные меры устанавливаются Правительством Российской Федерации в ответ на поражения в процессуальных правах российских граждан в иностранных судах. Как правило, такие меры устанавливаются в нормативных актах различного уровня.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017