Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Решения районных судов  /  Гражданские дела /  о признании недействительным решения МИФНС

о признании недействительным решения МИФНС

 

Дело № 2-ХХХ/10                                                                                                                                                                  «ХХ» ХХХХХХ 2010 года

 

 

                                                                             РЕШЕНИЕ

 

                                                               Именем Российской Федерации

 

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Минихиной О.Л.

при секретаре Кочура Е.Н.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу о признании недействительным п.п. 2-4 решения № Х от 21.09.2009 года,

 

                                                                                   у с т а н о в и л:

 

М. обратился в суд с иском Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу, в котором указывал, что 21.09.2009 года ответчиком было вынесено решение, в соответствии с которым истцу доначилен налог на доходы с физических лиц с налоговой базы, полученной по доходам по операциям с ценными бумагами по ЗАО «ХХХХ», отказано в праве на уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных от совершаемых операций по той же категории ценных бумаг по остальным источникам выплат доходов. Вышестоящий налоговый орган УФНС по Санкт-Петербургу после обжалования утвердил решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу. Считает п.п. 2-4 решения № Х Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу от 21.09.2009 года недействительными, в связи, с чем обратился в суд.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу, В. (доверенность на л.д.53) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, поддержала представленные в дело возражения относительно исковых требований истца (л.л.д.40-43).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Исходя из смысла ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица. Являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Согласно п.2 ст.207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически  находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Согласно пп.4 п.1 ст.228 НК РФ физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан НДФЛ, обязаны самостоятельно исчислить суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из суммы таких доходов.

В силу п.5 ст.228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивает налог равными долями в два платежа: не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

В соответствии с п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанным в ст.227 и 228 НК РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п.2 данной статьи лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговой орган по месту жительства. В соответствии со ст.216 НК РФ налоговым периодом признается  календарный год.

Как следует из материалов дела М. 31 марта 2009 года обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу с декларацией по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2008 год (л.д.15-22). В представленной налоговой декларации истец заявил доход на общую сумму 87 639 939,87 руб.

М. обратился с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц за 2008 год представил документы, согласно которым он получил доход по операциям купли-продажи ценных бумаг ОАО «ХХХХ» (л.д.15-22).

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу была проведена камеральная проверка данной декларации, по результатом которой было вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.09.2009 года № Х, согласно которому заявителю предоставлены стандартные налоговые вычета в размере 2 800 руб., а также отказано в предоставлении налогового вычета по операциям купли-продажи ценных бумаг обращающихся на организованном рынке в размере 1 045 922,75 руб., в связи с чем, истцу доначислен налог на доходы физических лиц в размере 50 294 руб., отказано в возврате НДФЛ в сумме 591 руб., начислены пени в суме 1 235,97 руб.

М. получен доход  по ценным бумагам у налоговых агентов:

1.                 ООО «ХХХХ» - сумма дохода 21 701 499 руб., сумма вычета по коду 307 – 22 651 529,42 руб., налогооблагаемая база – 0 руб.;

2.                 ЗАО «ХХХХ» - сумма дохода 64 656 079 руб., сумма вычета по коду 307 – 64 264 656,28 руб., сумма облагаемая дохода – 391 423,57 руб., налог на доходы исчислен в размере 50 885 руб., удержан – в размере 591 руб., задолженность по налогу за налогоплательщиком составила 50 294 руб.

Кроме, того, М. получен доход по ценным бумагам, реализованным им самостоятельно. Сумма дохода составила 1 103 893 руб., сумма вычета – 1 199 786,03 руб., налоговая база – 0 руб.

В соответствии с п.п. 1 и 5, подпунктами 1, 5 пункта 3 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.208 и п.1 ст.209 НК РФ доход от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, полученный налогоплательщиком в налоговом периоде (календарном году), признается объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Согласно п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами определены ст.214.1 НК РФ.

В соответствии с п.8 ст.214.1 НК РФ организации, осуществляющие операции с ценными бумагами в рамках брокерского договора, а также договора доверительного управления, являющиеся источниками выплаты дохода налогоплательщикам -физическим лицам, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщиков и перечислить в бюджет суммы налога с доходов, полученных от совершения указанных операций в соответствии с положениями ст.226 НК РФ независимо от статуса данных физических лиц.

Доход от операций купли-продажи ценных бумаг при определении налоговой базы определяется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.

Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.

Следовательно, налоговый агент производит уменьшение дохода, полученного налогоплательщиком от реализации ценных бумаг, на сумму расходов, связанных с приобретением, хранением и реализацией проданных в налоговом периоде ценных бумаг. При определении налоговой базы и исчислении налога на доходы физических лиц налоговым агентом учитывается доход (убыток), полученный от реализации в соответствующем налоговом периоде ценных бумаг.

При этом налогоплательщику, получившему доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг у налогового агента, право по уменьшению налогооблагаемой базы, определенной налоговыми агентами, при подаче в налоговый орган налоговой декларации действующим налоговым законодательством не предоставлено.

Следовательно, если проданы акции через профессионального участника рынка ценных бумаг, то налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов, связанных с хранением и реализацией ценных бумаг, в частности на выплату комиссионного вознаграждения брокеру.

Таким образом, права на налоговый вычет при продаже ценных бумаг у М. не имеется.

Довод истца, о том, что он сам вел реестр по акциям ОАО «ХХХХ», является несостоятельным и противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 142 ГК РФ ценная бумага представляет собой документ, который удостоверяет определенное имущественное право, осуществление которого возможно только при предъявлении данного документа. Это обусловлено тем, что права, вытекающие из ценной бумаги, неразрывно связаны с документом, в котором они воплощены.

В соответствии со ст.28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

Согласно ст.46 Федерального закона «Об акционерных обществах» держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой.

В соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, представление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях.

В силу п.7.3.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ по рынку ценных бумаг от 23.10.1997 года N 27 внесение записи в реестр акционеров возможно только при получении обществом (регистратором) определенных документов. Таким документом является, в том числе, передаточное распоряжение.

Согласно п.3.4.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг в передаточном распоряжении содержится указание регистратору внести в реестр запись о переходе прав собственности на ценные бумаги.

В соответствии со ст.29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» права на акции переходят к акционеру с момента внесения соответствующей записи в реестре.

Так, акционер может потребовать выдачи ему выписки из реестра акционеров, подтверждающей наличие у него определенного количества акций.

Таким образом, М. не мог вести учет акций самостоятельно ввиду отсутствия у него таких полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Министерству Финансов России в соответствии с Налоговым кодексом предоставлены полномочия по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Одним из таких федеральных органов исполнительной власти является Министерство Финансов России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах.

В соответствии с п.п.5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 23.03.2005 года N 45н, зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2005 года N 6518) министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года N 1009.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Приказом Минюста России от 14.07.1999 года N 217, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Такие определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 года N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

Полномочия Министерства Финансов России по ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах были конкретизированы в п.1 ст. 34.2 Налогового кодекса Федеральным законом от 29.06.2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

В соответствии с п.1 ст.34.2 НК РФ Министерство Финансов России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом в соответствии с п.3 ст. 34.2 Налогового кодекса Минфин России дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса; по решению руководителя (заместителя руководителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В указанной редакции ст.34.2 НК РФ действует с 1 января 2007 г., а полномочия Министерства Финансов России по предоставлению письменных разъяснений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены Налоговым кодексом со 2 августа 2004 года.

Кроме того, п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства Финансов России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций. Кроме того, при рассмотрении заявления о признании недействующими Писем Министерства Финансов России (от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09), данных налогоплательщикам в пределах его полномочий, предусмотренных ст.34.2 НК РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2007 года N 12547/06 указал, что названные Письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемых Письмах Министерства Финансов России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных Писем, поскольку в соответствии с ч.1 ст.13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Таким образом, письменные разъяснения Министерства Финансов России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года N 1009.

Вместе с тем зачастую позиция Министерства Финансов России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, возникают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Министерства Финансов России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.

В связи с этим следует указать, что, поскольку разъяснения Министерства Финансов России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Министерство Финансов России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерство Финансов России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Министерства Финансов России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Министерства Финансов России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляют в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Министерства Финансов России и ФНС России).

Таким образом, Министерство Финансов России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

По итогам анализа статуса и правовых последствий указанных письменных разъяснений с учетом рассмотренных выше законодательных норм Министерство Финансов России разъясняет, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Министерством Финансов России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Министерством Финансов России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

При этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п.8 ст.75 и пп.3 п.1 ст. 111 НК РФ (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений).

Однако при этом НК РФ введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Министерству Финансов. С учетом вышеизложенного необходимо отметить, что указанная норма НК РФ не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства Финансов России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля.

В связи с изложенным требования М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу о признании недействительным п.п. 2-4 решения № Х от 21.09.2009 года не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

 

                                                                                         Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении искового заявления М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХ по Санкт-Петербургу о признании недействительным п.п. 2-4 решения № Х от 21.09.2009 года отказать.

 

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

 

Судья
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017