Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового за¬конодательства населению и другая организаторская работа; фи¬нансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнова¬ний из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу¬словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи¬тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи¬зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу¬лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас¬пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы фи¬нансовой деятельности государства и органов местного само¬управления.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмот¬ренной форме и имеющие юридические последствия решения го¬сударственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен¬цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под¬разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ¬ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ¬никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме¬нению или прекращению конкретных финансовых правоотно¬шений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федера¬ции по вопросам финансовой деятельности государства, и под¬законные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и при¬нятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов явля¬ется наличие среди них большой группы финансово-плановых ак¬тов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности го¬сударства и органов местного самоуправления и содержат кон¬кретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и исполь¬зованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной фи¬нансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государ¬ственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финан¬совые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управ¬ления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) пред¬приятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обес¬печиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. ос¬новополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наи¬более существенные особенности и целенаправленность. Основ¬ное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финан¬совой деятельности.

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных инте¬ресов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необхо¬димыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имею¬щих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедея¬тельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы пред¬полагает, что самостоятельность субъектов Федерации не долж¬на выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогооб¬ложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанав¬ливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым усло¬вием гарантированного Конституцией РФ единства экономиче¬ского пространства в стране и свободного перемещения финан¬совых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017