3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное фи¬нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде¬рации осуществляет собственное правовое регулирование фи¬нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель¬ность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательст¬вом РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоя¬тельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и ис¬пользуют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
5. Социальная направленность финансовой деятельности в Рос¬сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, ха¬рактеризующей Российскую Федерацию как социальное государст¬во, политика которого направлена на создание условий, обеспечи¬вающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
6. Распределение функций в области финансовой деятельно¬сти происходит на основе разделения законодательной (предста¬вительной) и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (пред¬ставительных) и исполнительных органов власти.
7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и че¬рез своих представителей.
8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регули¬рующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж¬данина, не могут применяться, если они не опубликованы офи¬циально для всеобщего сведения (ст. 15).
9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предпри¬ятий, организаций и учреждений.
Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
Финансовый контроль является неотъемлемой составной ча¬стью финансовой деятельности государства и муниципальных об¬разований и представляет собой объективно необходимую и об¬щественно-полезную деятельность. В системе управления хозяй¬ственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
Таким образом, финансовый контроль — это контроль за фи¬нансовой деятельностью всех экономических субъектов (государ¬ства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при по¬мощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить по¬ставленные задачи.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законо¬дательства и финансовой дисциплины всех экономических субъ¬ектов;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и де¬нежными потоками для обеспечения целесообразности и эффек¬тивности финансовых операций.
Объектом финансового контроля прежде всего являются де¬нежные отношения, возникающие при формировании и исполь¬зовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является много¬уровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономиче¬ских субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.
Финансовый контроль можно разделить (как это и практику¬ется в экономически развитых странах) на две взаимодействую¬щие, но самостоятельные составляющие: государственный фи¬нансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.