Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Государственный финансовый контроль — это способ реализа¬ции финансовой политики государства, он способствует созда¬нию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Россий¬ской Федерации включает контроль за исполнением федераль¬ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с уста¬новленным российским законодательством разграничением функ¬ций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Централь¬ный банк РФ (подробнее см. гл. 32), Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной вла¬сти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за по¬ступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах испол¬нительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назна¬чению, а также доходы, полученные от их использования, подле¬жат возмещению по предписаниям соответствующих органов го¬сударственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В качестве приоритетных направлений государственного фи¬нансового контроля на 1996 г., например, были признаны сле¬дующие:

— контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсион¬ный фонд РФ и иные федеральные внебюджетные фонды, а так¬же кредитных и заемных средств, направляемых на финансиро¬вание дефицита федерального бюджета;

— контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначе¬нию, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выпла¬ту пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предпри¬ятием, его экономическими службами за финансово-хозяйст¬венной деятельностью своего предприятия, его филиалов и до¬черних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Основными задачами аудиторского контроля являются сле¬дующие:

а) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяй¬ственных операций нормативным актам;

б) проверка платежно-расчетной документации, налоговых дек¬лараций и других финансовых обязательств и требований прове¬ряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги (под¬робнее см. в главе «Аудит»).

Финансовый контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам контроля, по сферам финансо¬вой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

По времени проведения финансовый контроль можно разде¬лить на:

а) предварительный - в ходе обсуждения и утверждения про¬ектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

б) текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов ис¬полнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабо¬чих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе пар¬ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

в) последующий - в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

По субъектам контроля финансовый контроль классифициру¬ется на:

а) президентский;

б) контроль представительных органов власти и местного са¬моуправления;

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017