Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

утвер¬ждать государственный бюджет и контролировать его исполне¬ние (ст. 106 Конституции РФ). Причем в это право входит не только окончательное рассмотрение росписи всех государствен¬ных расходов и доходов, т. е. бюджетного «плана, ее утвержде¬ние, но и права, касающиеся финансовой деятельности государ¬ства: установления, отмены или изменения налогов, регулиро¬вания денежной системы, при дефиците бюджета изыскания чрезвычайных ресурсов, в частности в форме государственного кредита. Основой же бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельный бюджет. Отсюда вытекает тот широкий круг бюджетных полномочий, посредством которых и осуществляется бюджетное право.

Таким образом, бюджетным правом называется совокуп¬ность всех тех законов, которые определяют порядок составле¬ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюд¬жетное право определяет, кто должен составлять проект бюд¬жета и в каком порядке, кто должен окончательно сводить его в одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуж¬дении проекта бюджета, кто его утверждает и в каком порядке.

Следовательно, бюджет выступает как норма, связывающая деятельность государственных финансовых органов, и прежде всего министерства финансов. Вотирование бюджета и разгра¬ничение функций между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа.

По своей природе бюджет — политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предло¬женная исполнительной властью на одобрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит вы¬ражением доверия правительству со стороны большинства чле¬нов парламента, отклонение — есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных пра¬вил поэтому носят характер чисто политический.

Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно СССР и Российской Федерации, не только подтверждает пра¬вильность выводов относительно политической природы бюдже¬та, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

 

В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распоряди¬телем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».

Реформы 60-х гг. способствовали развитию российского бюджетного законодательства. Учрежденная в 1906 г. I Государ¬ственная Дума наряду с реформированным Государственным советом, созданным в 1810 г., была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С изданием «Правил (8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» в России возникает бюджетное право как таковое.

После Февральской революции при Временном правительст¬ве расходы производились на основании отдельных кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигно¬ванные по сметам 1917 г. (Подробнее об этом см. в главе «Фи¬нансовое право».)

Буквально с первых дней 1918 г. подготовка бюджета была признана срочной задачей, и 28 января 1918 г. был издан пер¬вый нормативный акт советского бюджетного права — Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г. В соответствии с ним был составлен первый совет¬ский бюджет на январь — июль 1918 г., утвержденный СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение 1918 — 1919 гг. В 1920 — 1921 гг. правительство вернулось к годовым бюджетам.

Основы бюджетного устройства государства были сформули¬рованы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался «Бюджетное право».

«Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Феде¬рации, включении государственных доходов и расходов в общегосударст¬венный бюджет.

Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры тру¬дящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все не¬обходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в пра¬во частной собственности.

Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Фе¬деративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017