Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с пробле¬мой дефицита государственного бюджета, в 90-е гг. перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Консо¬лидированный бюджет Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Консолиди¬рованный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджета му¬ниципальных образований, находящихся на его территории.

Понятие консолидированный бюджет было введено в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про¬цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением го¬сударственного бюджета РФ, который включал все звенья бюд¬жетной системы России.

 

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и ее субъектов не рассматриваются и не утверждаются законодатель¬ными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты прежде всего являются статистическим сводом бюд¬жетных показателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлением их использования по территории Рос¬сийской Федерации в целом и отдельных ее субъектов.

По отношению к государственному бюджету теория предъ¬являла ряд других требований: бюджет должен быть публичным, т. е. должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

 

Министр финансов (1892-1903 гг.), председатель Комитета министров (1903—1906 гг.) граф С.Ю. Витте

С.Ю. Витте писал, что «требование гласности бюджета выте¬кает из понятия бюджета как финансового закона, обязатель¬ного к выполнению. Кроме того, только путем гласного ведения финансового хозяйства, с соблюдением полной ясности и точ¬ности в бюджетном деле, государство может рассчитывать на упрочение своего кредита, основанного всецело на доверии к государственным финансам страны. Поэтому все современные государства публикуют свои госу¬дарственные росписи во всеобщее сведение».

Кроме того, следует назвать еще одно свойство бюджета — специали¬зацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи.

Как видно из сказанного, госу¬дарственный бюджет представляет собой сложное явление. Он одно¬временно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуслов¬ливалась трудностью исследования государственного бюджетного уст¬ройства и установления самого поня¬тия «бюджет». Безусловно, бюджет — более широкое понятие, и его нель¬зя сводить только к росписи. Рос¬пись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составле¬ния и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, исследователи определяли его как финансовый или хозяйственный план госу¬дарства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первый отметил плановую природу бюджета. В сво¬ей конструкции Шанц не только показал значение баланса (бюджета), но и дал картину самого бюджетного процесса. Тож¬дественность бюджета и хозяйственного плана встречается и у российских ученых — И.Х. Озерова, М.Д. Загряцкова и др.

От односторонних определений бюджета финансовая наука переходит к определениям, отражающим многофункциональ¬ность бюджета. Этой стороне уделяли внимание русские совет¬ские теоретики финансов 20-х гг.: М.И. Боголепов, И. Болдырев, Д. Боголепов и др. По мнению М.И. Боголепова, «в области го¬сударственного хозяйства под бюджетом понимают, прежде всего, совокупность доходов и расходов в течение определен¬ного периода времени; во-вторых, выраженный в цифрах план ведения государственного хозяйства, установленный на пред¬стоящий бюджетный период, и закон, на основании которого собираются доходы и производятся расходы».

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как «утвержденное в законода¬тельном порядке общее предположительное исчисление в при¬нятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет — государственная роспись доходов и расходов».

В учебниках экономической теории конца XX в. бюджет в основном определялся как роспись доходов и расходов государ¬ства, а некоторые вовсе не дают его определения, ограничиваясь констатацией, что «центральное место в системе государствен¬ных финансов занимает государственный бюджет».

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017