Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

1. Государство, национально-государственные и администра¬тивно-территориальные образования.

2. Представительные и исполнительные органы государствен¬ной и местной власти.

3. Государственные и муниципальные организации.

К первой группе относятся: Российская Федерация, республи¬ки в составе Российской Федерации, автономная область, авто¬номные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоот¬ношениях через свои представительные и исполнительные орга¬ны власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, рес¬публики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюд¬жетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений от¬носятся: представительные органы власти разного уровня; Пра¬вительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система фи¬нансовых органов; финансовые управления и отделы; Феде¬ральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать между предста¬вительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и ис¬полнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными орга¬низациями этого же уровня подведомственности (а в определен¬ных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относят¬ся: государственные и муниципальные предприятия; государст¬венные и муниципальные учреждения, финансируемые из соот¬ветствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различ¬ных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений ха¬рактеризуют следующие признаки:

— участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;

— субъект является участником (стороной) бюджетного про¬цесса любой его стадии;

— связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъ¬екта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все три.

Из этого следует, что не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные организации, а также граж¬дане — они не имеют необходимых признаков, а их отношения с бюджетом опосредуются либо налоговым правом, либо други¬ми отраслями права.

Есть еще одна особенность бюджетных правоотношений — они не могут длиться больше года, поскольку бюджет принима¬ется только на один год. Однако это обстоятельство не исклю¬чает того, что бюджетные правоотношения носят, как правило, непрерывный характер, поскольку возобновляются еще в теку¬щем бюджетном году.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права с определенной долей условности можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные нормы бюджетного права устанавливают бюд¬жетное устройство и бюджетную систему Российской Федера¬ции; состав доходов и направления расходов бюджетной систе¬мы; полномочия по получению бюджетных доходов и т.д. Мате¬риальные нормы составляют основу бюджетного права.

Что касается процессуальных норм бюджетного права, то они выполняют подчиненную, служебную роль по отношению к ма¬териальным нормам бюджетного права. Однако это не умаляет их значения, поскольку они обеспечивают правильное примене¬ние материальных норм.

Отличительной особенностью процессуальных норм бюд¬жетного права является то, что они имеют процедурный харак¬тер. Эти нормы регламентируют бюджетный процесс — проце¬дуру составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Процессуальные нормы бюджетного права распределяются по стадиям бюджетного процесса. Исключительно важную роль процессуальные нормы бюджетного права играют в четкой рег¬ламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов, например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении фе¬дерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетной компетенции соответствующими субъектами.

Основополагающим актом бюджетного права является Консти¬туция РФ 1993 г., в которой заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, сформули¬рованные с учетом федерального устройства государства.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017