Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Все субъекты Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.

Согласно договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ каждый субъект РФ уча¬ствует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными зако¬нами. Именно данным положением и обусловлена первая группа бюджетных прав субъектов РФ. Эта группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов Российской Федерации в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредст¬венно Российской Федерации.

Вторая группа бюджетных прав субъектов Российской Феде¬рации имеет отношение к собственному бюджету и принадле¬жит им в силу правового статуса, предопределяющего их само¬стоятельность, и бюджетную в том числе. Согласно ст. 2 Закона «Об основах бюджетных прав» каждый субъект РФ имеет свой бюджет.

Наличие права на бюджет предполагает и другие права, свя¬занные с его формированием, распределением и использовани¬ем. Субъекты РФ имеют право на получение закрепленных до¬ходов за своими бюджетами, предусмотренных федеральным за¬конодательством.

Субъекты РФ имеют также право на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федераль¬ными органами при принятии федерального бюджета.

Субъекты Российской Федерации имеют право на получение в установленном законом порядке дополнительных регулирую¬щих и даже закрепленных за федеральным бюджетом доходов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъекты РФ имеют право на получение дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это пе¬ред федеральными органами.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно определя¬ют направление расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.

В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образо¬вывать резервные и иные целевые фонды.

В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти само¬стоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполня¬ют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает вмеша¬тельство в этот процесс каких-либо иных органов и организа¬ций, если это не предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают и отчет об исполнении бюджетов, а также осу¬ществляют контроль за исполнением своих бюджетов.

Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнитель¬ные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.

Субъекты РФ могут вводить механизм секвестра в случаях, когда при исполнении их бюджетов происходит превышение ус¬тановленного ими уровня бюджетного дефицита либо сокраща¬ются поступления от доходных источников, а также в случае, если в ходе исполнения бюджетов дефицит не уменьшается, в результате чего становится невозможным финансирование пре¬дусмотренных в бюджете мероприятий.

Законодательство РФ предусматривает право субъектов Фе¬дерации на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Таким образом, устанавливается взаимная ответствен¬ность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюд¬жетную систему и составляют консолидированные бюджеты.

Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству.

Территория субъектов РФ включает административно-терри¬ториальные образования, имеющие самостоятельные бюджеты. Это предопределило наличие у них определенных бюджетных прав по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. Среди них в первую очередь следует назвать право утвер¬ждать нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюдже¬ты нижестоящего территориального уровня.

На субъектах РФ лежит обязанность обеспечения установ¬ленного федеральным законодательством уровня закрепленных доходов местных бюджетов — третья группа бюджетных прав.

Субъектам РФ предоставлено право распределять отдельные виды доходов между своим бюджетом и бюджетами нижестоя¬щего территориального уровня. Виды доходов, распределяемые субъектами РФ, определены бюджетным законодательством.

В необходимых случаях субъекты РФ имеют право предос¬тавлять в нижестоящие бюджеты дотации и субвенции. При этом порядок и условия предоставления дотаций и субвенций из бюджетов субъектов РФ определяются законодательством самих субъектов РФ в пределах предоставленных им прав.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017