Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

такие нужды, как помощь тем гражданам, которые не способны сами заработать себе на пропитание (те же пенсионе¬ры), содействовать приоритетным направлениям развития на¬циональной экономики, оказывать помощь неблагополучным регионам. Кроме того, правительства этих стран обычно финан¬сируют целый ряд экологических, коммерческих, образователь¬ных и других программ.

2. Налоговая система должна быть справедливой. В странах со свободной рыночной экономикой налоговая система по-разному соотносится с разными социальными группами. С точки зрения теории налогообложения, она может быть устроена двумя спосо¬бами. В США, например, чем больший доход получает индивид, тем большую его долю он обязан отдать в качестве подоходного налога. Так, при заработной плате в 30 000 долл. налог составляет 10% от этой суммы. Если же заработная плата выросла до 50 000 долл., то налог увеличится до 20 или 25%. То есть чем вы¬ше доходы, тем большая их доля должна поступить государству в качестве налога. Это первый тип налоговой системы. Некоторые считают, что такой порядок несправедлив по отношению к са¬мым богатым людям. Однако подобные теоретические взгляды в основном зависят от того, к какой группе относятся те, кто их высказывает. В США принята именно такая система, поскольку пенсионеры здесь составляют одну из самых многочисленных со¬циальных групп. И как избиратели они представляют собой мощную политическую силу. Получая пенсии из государственных средств, они обладают достаточным влиянием, чтобы потребовать учета своего мнения при выборе системы налогообложения.

Второй тип налоговой системы, с точки зрения доходов на¬логоплательщика (имеются в виду личные доходы), — это про¬порциональный налог: доля дохода, уплачиваемая государству в качестве налога, в этом случае не зависит от его величины. В на¬стоящее время прогрессивные шкалы налогообложения распро¬странены больше, чем пропорциональные, поскольку в послед¬нем случае все люди уплачивают в качестве налогов одну и ту же долю своих доходов, независимо от того, сколько денег они зара¬батывают. Это считается нежелательным. Ведь те, кто зарабаты¬вает больше, должны платить государству и больший доход без каких-либо дополнительных усилий со стороны правительства. Этими причинами и объясняется более широкое распространение такой системы. Однако все, что было сказано о системах исчис¬ления налогов, справедливо только в отношении подоходных на¬логов и никак не связано с налогами других видов.

Налогами люди недовольны всегда. И любое правительство должно помнить, что какую бы налоговую систему оно не поже¬лало ввести, мнение народа не изменится. Если люди считают, что их облагают несправедливыми и слишком большими налога¬ми, они рано или поздно сами добьются изменения существую¬щей системы налогообложения теми или иными способами.

В условиях тоталитарной экономики налоговая система раз¬вита гораздо меньше, чем в странах Запада, где существуют бо¬гатые рыночные традиции. Возможность командно-администра¬тивной системы перераспределить ресурсы нации по своим по¬следствиям для национальной экономики аналогична увеличе¬нию налогов в рыночной системе. И в том и в другом случае эта мера вызывает сокращение производительных возможностей индивида и перераспределение ресурсов через налоговую систе¬му на нужды различных государственных программ.

Необходимое условие справедливости налоговой системы не означает, однако, что справедливая система налогов будет абсо¬лютно подходить ко всем слоям общества. Чем меньшее число людей считают ее справедливой по отношению к себе и чем влиятельнее эти люди, тем, как правило, хуже отношение к на¬логам в обществе в целом. И все же государства стремятся соз¬дать более или менее разумную систему налогообложения. Но в общем это станет возможным тогда, когда те, кто способен за¬платить разумные налоги на покрытие законных и осмысленных мероприятий правительства, действительно будут делать это.

В странах с развитой экономикой правительства обычно раз¬рабатывают социальные программы, финансируя их опять-таки за счет налоговых поступлений. Это означает, что государство перераспределяет богатство от высших слоев общества к низ¬шим. Происходит следующее: государство как бы забирает деньги у одного слоя населения и отдает их другому. До некото¬рой степени подобные действия справедливы. Тем не менее они способствуют образованию в обществе слоя населения, живу¬щего за государственный счет. В демократическом обществе эти люди имеют и право голоса. Конечно же, они будут голосовать за ту политическую партию, которая пообещает сохранить по¬добные программы перераспределения общественного богатства. А это может привести в том числе и к смене политической вла¬сти. За последние несколько лет подобного рода проблемы оживленно дискутировались, например, в США.

Идея социальных программ появилась в экономической теории, скорее всего, с подачи английского экономиста лорда Дж. М. Кейнса. Создав теорию спроса, он сместил акценты в экономической теории, поставив во главу угла именно спрос, а не предложение. Он утверждал, что экономическая система мо¬жет оставаться гибкой и здоровой лишь поскольку, поскольку в ней

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017