поддерживается надлежащий спрос. Стремясь воплотить эту идею на практике в своей экономической политике, правитель¬ства в конце концов стали отбирать деньги у тех, кто получал большие доходы, и передавать их тем, чьи доходы были невели¬ки. Подобная политика имела целый ряд важных социальных последствий. В результате в государстве, в частности в СССР, жизнь значительной доли населения стала зависеть от государ¬ственных субсидий. Но теперь многие полагают, что современ¬ное и прогрессивно мыслящее правительство как раз не обязано стремиться к такой модели.
В условиях прогрессивной экономики люди должны вносить свою лепту в общественное благосостояние, работая производи¬тельно и платя налоги. Если же человек сам не затрачивает ни¬каких усилий, а только получает от государства определенное содержание, то общество теряет вдвойне. Во-первых, индивид выключается из списка производительных сил национальной экономики. А во-вторых, теряется величина того пособия, кото¬рое нужно платить для поддержания жизни индивида. Таким образом, общество, стремящееся к защите своих прав и свобод, непременно должно отслеживать, каким именно образом ис¬пользуются собранные налоги.
К середине 80-х гг. в СССР более 90% государственного бюд¬жета формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения имели незначительный удельный вес.
Переход к рыночной экономике оказался немыслим без формирования доходной части бюджета, без налогов. В начале 90-х гг. была осуществлена широкомасштабная налоговая ре¬форма, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы Российской Федерации: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., «О по¬доходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г.
В результате к началу 1992 г. налоговая система России в ос¬новном была сформирована. Новый этап ее развития начался с принятием в 1998 г. Налогового кодекса РФ (первой его части).
19.2. Сущность, функции и виды налогов
Как уже говорилось в предыдущих главах, сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества опреде¬ленной части валового внутреннего продукта в виде обязатель¬ного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:
• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действую¬щие в сфере предпринимательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения являются:
• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долго¬вым обязательствам);
• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной дея¬тельности; нематериальные блага);
• операции по реализации товаров, работ и услуг;
• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообло¬жения.
Общее количество налогоплательщиков определяется коли¬чеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в на¬логовых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на тер¬ритории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют го¬сударственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих от¬числений также является произведенный ВВП.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально без¬возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оператив¬ного управления.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государствен¬ными органами, органами местного самоуправления, иными