Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

уполномоченными органами и должностными лицами юридиче¬ски значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

• распределительную (социальную);

• фискальную;

• регулирующую;

• контрольную;

• поощрительную.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким об¬разом реализуется общественное назначение данной экономиче¬ской категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распреде¬лительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущ¬ность как особого централизованного (фискального) инструмен¬та распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное обще¬ственное назначение налогов — формирование финансовых ре¬сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления соб¬ственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на ос¬нове стабильного и централизованного взимания налогов пре¬вращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории со¬стоит в том, что появляется возможность количественного отра¬жения налоговых поступлений и их сопоставления с потребно¬стями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях дейст¬вия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в извест¬ной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что¬бы налогоплательщик (юридические и физические лица) свое¬временно и в полном объеме уплачивали установленные законо¬дательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводствен¬ном процессе. Это прежде всего то, что изначально распредели¬тельная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регули¬ровании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению за¬дач налоговой политики государства посредством налоговых ме¬ханизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введе¬ние специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

Действующие налоговые льготы по налогообложению при¬были предприятий направлены на стимулирование:

• финансирования затрат на развитие производства и жи¬лищное строительство;

• малых форм предпринимательства;

• занятости инвалидов и пенсионеров;

• благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. е. изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовре¬менной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы за¬долженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предос¬тавлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017