Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Равенство в распределении доходов было, по крайней мере на бумаге, основополагающей задачей СССР. Тем не менее задача перераспределения доходов не значилась среди первоочередных целей налоговой политики государства, так как зарплата и доход определялись плановыми органами, а частной собственности практически не существовало. Одним словом, при системе, ко¬гда доходы устанавливаются государством напрямую, использо¬вание налогов для выравнивания доходов населения было не¬обязательно. Даже если кто-то и захотел бы использовать нало¬говую систему для достижения справедливого распределения доходов или их перераспределения, это было бы невозможно. Перераспределение существующего налогового бремени было бы бессмысленным, поскольку единого или хотя бы стабильного набора правил налогообложения не существовало.

Однако ни для кого не секрет, что реальные доходы распре¬делялись далеко не равномерно. Несмотря на то что зарплаты устанавливались административно и ставки их мало отличались, а социальные услуги как бы предоставлялись всем бесплатно, реальные потребительские возможности каждого человека опре¬делялись не его доходом, а наличием у него доступа к источни¬кам распределения благ. А доступ этот был распределен отнюдь неравномерно.

И все же независимо от разницы в реальных доходах, обу¬словленной степенью доступа к благам, можно было бы ожи¬дать, что по наследству от старой системы перейдет и желание иметь сжатую структуру номинальной зарплаты и дохода. Дейст¬вительно, поскольку разброс в уровнях номинальной заработной платы и доходов неизменно увеличивался, политики и налого¬вики выражали озабоченность ростом неравенства в доходах. Но, пожалуй, одной из наиболее характерных черт налоговой системы СССР стала неразвитость ее налоговых органов.

Большинство налоговых инспекций было местного подчине¬ния, которые в основном занимались вопросами сбора денеж¬ных поступлений. Структурно они были организованы по от¬дельным налогам, а за инспекторами часто закреплялись кон¬кретные предприятия. Соблюдение налоговой дисциплины обеспечивалось тем, что налоговые инспекторы могли просле¬дить движение денежных потоков, проходящих через государст¬венную банковскую систему. Функции аудита сводились к вы¬полнению простых арифметических операций и сверке контроль¬ных цифр. Поскольку объем производства, цены и зарплата были известными величинами, сам процесс проверки был достаточно прост и в информации из третьих источников необходимости не возникало. Задолженность по налогам в большинстве случаев можно было предвидеть, и возникали они в основном в резуль¬тате того, что государство устанавливало подконтрольные роз¬ничные цены ниже производственных затрат. Кроме того, цен¬трализация экономической деятельности позволяла налоговым органам в первую очередь сосредотачиваться на работе с не¬большим числом крупных предприятий.

Данная структура налоговых органов была достаточно логична и рациональна в условиях той институциональной среды. Однако та¬кое наследство сделало Россию страной абсолютно неподготовлен¬ной для выполнения функций принудительного сбора налогов при переходе к рыночной экономике, структуре, включающей такие ин¬ституты, как частная собственность, множественные системы пла¬тежей и многократное увеличение числа налогоплательщиков.

Еще одной проблемой налогообложения в экономике России является недоверие населения к государственным институтам. Не¬развитый аппарат налогового контроля был лишь частью тяже¬лого наследия прошлой эпохи. Провал экономической политики СССР, привилегированное положение власть имущих порожда¬ло циничное отношение населения к государству в целом и гос¬властям, в частности. Все были убеждены, что коррумпирован¬ность является чертой, органически присущей бюрократии. Этот цинизм был тем больше, чем сильнее разрасталась неофициаль¬ная, или теневая, экономика.

Однако кроме проблем, связанных с так называемым наследи¬ем планового социалистического хозяйства, есть и другие, которые также оказывают влияние на процесс экономических реформ.

Налоговая система России развивается в условиях экономиче¬ского кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нараста¬ние бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребно¬сти и в основном отвечает текущим задачам.

23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России

На этапе становления налоговой системы России в условиях развития рыночных отношений первоначально сформировалась централизованная иерархическая система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов. Такая ор¬ганизационная структура являлась объективной необходимостью в период разработки основ налогового законодательства страны, методологической базы его практической реализации и создания механизма начисления и взимания налогов.

На начальном этапе формирования налоговой системы ме¬тодология начисления и взимания налогов и формы налоговых документов были полностью ориентированы на традиционную ручную обработку информации.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017