В 1994—1995 гг. в налоговых органах по всем субъектам Рос¬сийской Федерации постепенно произошел отход от первона¬чальных организационных структур как на районном, так и на региональном уровнях. Большинство оргструктур построено на сочетании различных специализаций. Чаще всего это сочетание специализации по видам налогов со специализацией по налого¬вым функциям.
По западным стандартам система налоговых органов состоит из двух элементов: системы налоговой администрации и сис¬темы организации налоговых органов.
Налоговая администрация — это организация работы налого¬вых органов, которая обеспечивает исполнение функций, воз¬ложенных на них законодательством.
Налоговая администрация включает следующие необходи¬мые компоненты:
— определение состава функций налогового органа;
— определение состава рабочих процедур для реализации ка¬ждой функции налогового органа;
— определение содержания каждой рабочей процедуры;
— закрепление функций за подразделениями налогового ор¬гана.
Системы организации налоговых органов и налоговой админи¬страции взаимосвязаны и рассматривать эти категории нужно в комплексе.
К концу 1993 г. в системе Госналогслужбы России сформи¬ровалась потребность в модернизации налоговых органов, обу¬словленная следующими объективными факторами:
• непрерывным усложнением налоговой системы;
• возрастанием объектов нагрузки на инспекторов террито¬риальных налоговых органов;
• ограничениями объемов финансирования налоговых орга¬нов.
Основной задачей модернизации налоговой службы была разработка и внедрение типовых систем налоговой администра¬ции для районного и регионального уровней.
Основными целями модернизации налоговой службы были следующие:
— повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и ре¬шениями органов государственной власти (при внешнем усло¬вии ограничения финансовых ресурсов и численности);
— усиление контроля за соблюдением действующего налого¬вого законодательства и дисциплины, осуществление модерни¬зации механизма исчисления и взимания налогов;
— формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационного обес¬печения непрерывного функционального развития налоговых органов России;
— повышение уровня технической оснащенности территори¬альных налоговых органов.
Для реализации этих целей было предусмотрено решение следующих задач.
1. Повышение эффективности работы налоговых органов Рос¬сии в соответствии с действующим законодательством и решения¬ми органов государственной власти:
— внедрение в механизм начисления и взимания налогов элементов системы «полного самоначисления» (плательщик сам определяет налогооблагаемую базу и рассчитывает налог, основ¬ной контроль со стороны налоговых органов за данными расче¬тами обеспечивается при его документальной проверке);
— организация работы налоговых органов по функционально¬му принципу и внедрение типовой организационно-функциональ¬ной структуры на районном и региональном уровне;
— внедрение типовой системы «налоговой администрации» для районного и регионального уровней (типовых рабочих про¬цедур и технологий);
— разработка инструктивной базы по функциональной дея¬тельности налоговой администрации районного и регионального уровня;
— подготовка и обучение персонала налоговых органов;
— обеспечение получения государственной и ведомственной статотчетности, повышение уровня аналитической работы и на¬учно обоснованного прогнозирования;
— разработка эффективной системы подготовки и повыше¬ния квалификации кадров налоговых органов, обеспечение по¬вышения трудовой дисциплины и ответственности за исполне¬ние служебных обязанностей;
— проработка предложений по изменениям действующего законодательства освобождения налоговых органов от несвойст¬венных им функций.
2. Усиление контроля за соблюдением действующего налого¬вого законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов:
— формирование «доброжелательной» системы взаимодейст¬вия налоговых органов с налогоплательщиками (информирова¬ние, обучение, пропаганда);
— разработка методологии планирования документальных проверок и отбора налогоплательщиков для их проведения;
— обеспечение возможности информационного взаимодейст¬вия налоговых органов районного и регионального звена, а также с другими органами государственного управления и организация¬ми (таможня, банки, Пенсионный фонд и пр.);