Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № И ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ©СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № И ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ©СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № И ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ©СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АВТОТРАНСПОРТНЫХ Шг'    ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

октября 1970 г.

(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума № 2 от 3 сентября 1976 г.,

ть    М 3 от 25 февраля 1977 г. и Ns 5 от 16 января 1986 г.)

Ww''t:r'

J^*" Обсудив судебную практику по делам о преступном нарушении правил Опасности движения и эксплуатации транспортных средств, Пленум Верхов-Суда СССР отмечает, что большинство этих дел судами разрешается в ши с требованиями закона. Вместе с тем, как показало изучение 1ноЙ практики, в деятельности судов по рассмотрению дел указанной

эии все еще имеют место недостатки и допускаются ошибки. Некоторые суды не выясняют, какие конкретно правила безопасности 1ия и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно 1авливают последствия допущенного нарушения, размер материального ^а. Нередки случаи осуждения лиц при отсутствии причинной связи между Гением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных

и наступившими последствиями. Отдельные суды не уделяют надлежащего взимания выяснению всех преступления и лиц, помимо подсудимого, виновных в преступив-нии или своими действиями способствовавших его совершению (водителей другого транспортного средства, пешеходов, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и правильную их эксплуатацию и др.).

Меры наказания виновным в преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в ряде случаев судами назначаются, исходя лишь из наступивших последствий, без учета мотивов и характера нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Не всегда обсуждается вопрос о применении к виновным дополнительной меры наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

По-разному в судебной практике решаются вопросы об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также о круге лиц, ответственных за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств и иные грубые нарушения правил их эксплуатации.

В целях устранения имеющихся в судебной практике недостатков и ошибок по делам о транспортных преступлениях Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего улучшения их деятельности по рассмотрению дел о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

2.    В целях повышения качества судебного разбирательства уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским, окружным и районным (городским) народным судам организовывать рассмотрение наиболее сложных дел в судах первой инстанции поД председательством, а в кассационной инстанции - по докладу судей, имеющих наибольший опыт рассмотрения таких дел.

С учетом особенностей дел этой категории целесообразно в судах первой инстанции рассматривать их с участием народных заседателей, знакомых с правилами и условиями работы на транспортных средствах.

3.    Имея в виду, что автотранспортные преступления наносят значительный ущерб народному хозяйству, причиняют вред здоровью большого числа граждан, а иногда и влекут их гибель, судам следует тщательно выяснять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений. В установленном законом порядке реагировать на факты неудовлетворительного технического состояния автопарка, низкой трудовой дисциплины и слабой воспитательной работы в автохозяйствах и других предприятиях, эксплуатирующих транспортные средства, ненадлежащего содержания дорог, обеспечив при этом контроль за своевременным и правильным рассмотрением выносимых частных определений.

4.    Указать судам на необходимость строгого соблюдения требований ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик для индивидуализации наказания. При назначении наказания суды должны исходить не только из наступивших последствий, но учитывать мотивы и характер допущенного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отношение виновного к этим нарушениям, его поведение после
ления преступления (принятие мер к предотвращению вредных последст-оказание помощи пострадавшему), а также личность виновного и иные

ьства, смягчающие и отягчающие ответственность. С учетом указанных обстоятельств судам также надлежит тщательно иъ вопрос о целесообразности применения или неприменения к винов-дополнительной меры наказания - лишения права управлять транспорт-[ средствами.

5. Разъяснить судам, что в соответствии со ст.ст. 8 и 9 Основ уголовного за-дательства Союза ССР и союзных республик преступления, предусмотрен-t ст.ст. 211, 2112, 213, 252 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других IX республик, должны рассматриваться как совершенные по неосторожно-| поскольку субъективную сторону этих деяний определяет неосторожное ше лица к возможности наступления общественно опасных последствий Нарушении им правил безопасности движения и эксплуатации транспортных

Вели по делу установлено, что причинение смерти или телесных поврежде-потерпевшему либо причинение материального ущерба охватывалось виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступ-против жизни и здоровья граждан либо государственного, общественного гличного имущества. В тех случаях, когда виновным Последовательно совершены два самостоя-преступления, одно из которых являлось автотранспортным, а другое -жизни и здоровья личности либо государственного, общественного или 5го имущества граждан, его действия надлежит квалифицировать по юсти указанных преступлений. ЩкУ 6. Ответственность по ст.ст. 211, 2111 либо ст. 252 УК РСФСР и соответст-ш статьям УК других союзных республик наступает независимо от места, £ было допущено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации эртных средств, например: на шоссе, улице, железнодорожном переезде, во на полевых работах, при движении по территории предприятия. 1|%7» Разъяснить судам, что под «иной самоходной машиной», указанной в К 211, 211', 2112, 212' УК РСФСР и соответствующих статьях УК других республик, следует понимать любые дорожные, строительные, сельско-ше и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, , « /автопогрузчик и т. п.). Jt&r -По смыслу ст. 211 УК РСФСР и соответствующих статей уголовных «ЭДаосов других союзных республик лицо, управляющее трактором или иной Доходной машиной, может нести ответственность по этим статьям в том случае, транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности ^1**ения и эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила эдетва определенных работ, техники безопасности или иные правила «л труда, хотя бы эти нарушения и были нарушены во время движения *ы, то действия виновного подлежат квалификации по статьям уголовных № союзных республик, предусматривающим ответственность за наруше-ЭТи* правил, а в соответствующих случаях - за преступление против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества (в ред. постановления Пленума № 12 от 3 сентября 1976 г.).

8.    Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст. 211 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, но составляющих одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

9.    При рассмотрении дел об автотранспортных преступлениях, квалифицированных по ч. 1 ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик в связи с причинением существенного материального ущерба, порчей или Гибелью транспортных средств, сооружений, грузов и т.д., суды должны не ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен существенный материальный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан существенным.

10.    Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему телесных повреждений, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и ч. 2 ст. 127 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

Бели водитель не был виновен в преступном нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье потерпевшего были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им транспортным средством, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему влечет ответственность по ч. 2 ст. 127 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

11.    Разъяснить судам:

а) ответственность по ч. 1 ст. 2111 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает за управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенное виновным повторно в течение года со дня совершения аналогичного правонарушения, независимо от того, привлекалось ли это лицо за первый случай к какой-либо ответственности.

Судам надлежит внимательно подходить к рассмотрению таких дел в судебном заседании, всесторонне, полно и объективно исследовать все материалы дела, в том числе обстоятельства, относящиеся к первому случаю управления транспортным средством в состоянии опьянения.
3 Ст. 211' «Управление транспортным средством в состоянии опьянения» исключена из УК РСФЕсли в судебном заседании будет установлена необоснованность привлече-дица к административной ответственности либо к мерам общественного }ствия за первое нарушение, то, наряду с принятым судом решением, дотельствующий ставит в установленном порядке вопрос об отмене юления о применении административного взыскания либо решения о 1И мер общественного воздействия; (5) ответственность за управление транспортным средством в Состоянии 1ИЯ по ч. 2 ст. 2111 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других IX республик несет лицо, ранее судимое за управление транспортным >м в состоянии опьянения и вновь совершившее такое же правонаруше-^если судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке постановления Пленума Ns 5 от 16 января 1986 г.).

12.    Управление транспортным средством лицом, находившимся в состоянии !ия, совершенное повторно в течение года, соединенное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и повлек-

доследствия, указанные в ст.ст. 211, 252 УК РСФСР и соответствующих УК других союзных республик, надлежит квалифицировать по совокуп-tпреступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 211ст. 211 или ст. 252 УК РСФСР

$ующими статьями УК других союзных республик. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за управление транс-1ми средствами в состоянии опьянения, подлежат квалификации по 1НОСТИ преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 211ст. 211 или ст. 252 УК ЗР и соответствующими статьями УК других союзных республик (в ред. гния Пленума Ns 5 от 16 января 1986 г.).

13.    Признан утратившим силу постановлением Пленума Ns 3 от 25 февраля '7 г.

»14. Судам при решении вопроса, управляло ли лицо транспортным средстве состоянии опьянения, надлежит иметь в виду, что под опьянением следует <ать не только алкогольное, но также и наркотическое опьянение. Во всех случаях судам надлежит тщательно выяснять обоснованность эиалов, подтверждающих наличие у водителя состояния опьянения в момент гения транспортным средством. 15. К «иному грубому нарушению» правил эксплуатации транспортных », предусмотренному в диспозиции ст. 2112 УК РСФСР и соответствующих УК Других союзных республик, следует относить: допуск к управлению Юртным средством лица, не имеющего либо лишенного водительских прав, нарушение режима работы водителя, невыполнение других требований, ЭАВленных на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта лицом, 1ным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных

'Судам следует учитывать, что по ст. 2112 УК РСФСР и соответствующим УК других союзных республик уголовная ответственность .наступает в том случае, когда выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправ-'фанепортных средств либо иное грубое нарушение правил их эксплуатации гось в причинной связи с предусмотренными в законе последствиями,возможность наступления которых виновный предвидел, но легкомысленно рассчитывал на их устранение, либо не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть (вред, постановления Пленума № 5 от 16 января 1986 г.).

16.    Разъяснить судам, что по смыслу закона ответственность по ст. 2112 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести как работники государственных и общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, так и владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

17.    Водитель либо владелец транспортного средства, в нарушение действующих правил передавший управление транспортным средством лицу, лишенному водительских прав, или вообще их не имеющему, либо не имеющему прав, требуемых для управления данным видом транспорта, если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия, несет ответственность по ст. 2112 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (если иное не предусмотрено законодательством этих республик), а лицо, фактически управлявшее в этом случае транспортным средством, - по ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Если в нарушение действующих правил управление транспортным средством было передано должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, это не освобождает водителя от ответственности, но должно учитываться при назначении наказания.

Водитель за подобные действия не несет уголовного наказания в том случае, если надлежащим должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственный начальник, работник Госавтоинспекции и др.), он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством (в ред. постановления Пленума N9 5 от 16 января 1986 г.).

17'. Ответственность по ст. 2113 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик несут работники государственных и общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, допустившие к управлению этих средств водителей, заведомо находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если это повлекло последствия, указанные в ст. 211 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик.

Субъектом данного преступления могут быть также владельцы транспортных средств, а равно водители принадлежащих государственным, общественным организациям или отдельным гражданам транспортных средств (в ред. постановления Пленума Na 5 от 16 января 1986 г.).

18.    Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 213 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут
признаны пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, а равно иные лица, шсленные в ст.ст. 211, 2111, 2112, 2121, 85, 252 УК РСФСР и соответст-статьях УК других союзных республик, если нарушение ими действующа» транспорте правил об охране пор5здка и безопасности движения повлекло де в законе последствия.

Рекомендовать Верховным судам союзных республик привести поста-пленумов Верховных судов союзных республик в соответствие с постановлением.

), В связи с изданием настоящего постановления считать утратившим силу явление Пленума Верховного Суда СССР №2 от 9 апреля 1965 г. «О практике по делам, связанным с нарушением правил безопасности «я и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранс-И п. 1 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 9 от 12 сентября «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда СССР 1965 г. № 2 и от 31 июля 1962 г. № 9».
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017