Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Шкабря 1976 г.

мнениями, внесенными постановлением Пленума №7 от 26 апреля 1984 г.)

>ветское законодательство отводит судам важную роль в предупреждении гений, укреплении правопорядка и воспитании граждан в духе неуклон-исполнения советских законов и уважения правил социалистического

юнум Верховного Суда СССР отмечает, что в последние годы суды качество рассмотрения уголовных дел, стали уделять больше внимания причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и •ать соответствующие меры к их устранению, расширили и укрепили связи шостью, в результате чего уровень работы судов по предупреждению 1ИЙ повысился.

с тем судебная деятельность не свободна от существенных недостат-дений, снижающих ее профилактическое воздействие. Уды не всегда полно, всесторонне и объективно исследуют обстоятельства Юрою не предъявляют необходимой требовательности к качеству предва-юго следствия, в том числе в части, касающейся выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и не принимают должных мер к восполнению пробелов, допущенных при расследовании преступлений.

В ряде случаев предупредительное воздействие правосудия ослабляется из-за несоблюдения законодательства, определяющего порядок разбирательства уголовных дел, постановления приговора, а также вследствие ошибок в квалификации содеянного и избрании виновному наказания, низкого уровня организации судебных заседаний и культуры их проведения. В профилактике преступлений, в правовом и нравственном воспитании трудящихся еще не в полной мере используются возможности выездных судебных процессов.

Некоторые суды недооценивают важность участия представителей общественных организаций в рассмотрении уголовных дел, а также роль трудовых коллективов и общественности в перевоспитании и исправлении осужденных.

Не изжиты факты невыполнения процессуальных требований, относящихся к составлению судебных документов. Отдельные судьи не доводят в необходимых случаях содержание приговора до сведения общественности, забывая, что воспитательно-предупредительное воздействие судебного процесса не заканчивается вынесением приговора и во многом зависит от его широкой огласки и обсуждения в соответствующем коллективе по месту работы или жительства осужденного.

Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и окружные суды, военные трибуналы округов, флотов и групп войск не всегда своевременно исправляют судебные ошибки, не реагируют подчас на отступления от норм уголовного судопроизводства, допускаемые при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела судом первой инстанции; на невыполнение требований закона о выявлении и устранении причин и условий, порождающих преступления.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего совершенствования их деятельности по предупреждению преступлений, имея в виду, что действенность этой работы зависит прежде всего от правильного и своевременного рассмотрения и разрешения уголовных дел, неуклонного выполнения требований закона о выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятии мер к их устранению, широкого привлечения представителей общественных организаций и трудовых коллективов к участию в судебных процессах и в перевоспитании осужденных.

2.    Предложить судам принять дополнительные меры к улучшению качества рассмотрения уголовных дел. В этих целях глубже анализировать судебные ошибки и оказывать судьям конкретную помощь в их устранении и недопущении, совершенствовать работу кассационных и надзорных инстанций; устранить факты волокиты, неполноты и односторонности судебного следствия, исходя из того, что воспитательно-предупредительное воздействие судебного процесса может быть достигнуто лишь при условии разрешения дела на основе строгого соблюдения норм материального и процессуального закона, высокой культурь' проведения .судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 38 Основ уголовного законодательства Союза ССР и IX республик судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем «икам судебного разбирательства при осуществлении ими права представ-доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании 1НЫХ по делу доказательств.

3. Обратить внимание судов на то, что эффективность предупредительной юсти зависит от последовательного соблюдения принципа неотвратимо-гнности за совершенное преступление. С учетом этого в стадии (ия суду и в ходе судебного разбирательства дела надлежит принимать (отренные законом меры к выявлению всех участников преступления и 1ению их к ответственности; не оставлять без соответствующего реагиро-I факты необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела или его дения в отношении лиц, причастность которых к совершенному преступ-► подтверждается материалами дела.

Учитывая, что одной из целей уголовного наказания является предупреж-»довершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами и штанию социалистического правосознания может способствовать лишь »ый приговор, суды при избрании вида и меры наказания обязаны руководствоваться принципом индивидуализации, учитывать характер и общественной опасности содеянного, данные, характеризующие личность >, обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность. Ш Решая вопрос о предании обвиняемого суду, необходимо тщательно выполнено ли при производстве дознания и предварительного следст-эование ст. 21 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других республик о выявлении причин и условий, способствовавших соверше-упления. В случае, когда указанное требование закона не было ю, суд и судья должны принять меры, обеспечивающие выяснение этих IbCTB.

В соответствии с законом суд обязан всесторонне, полно и объективно ЭВать фактические данные, относящиеся к обстоятельствам, способство-совершению преступления. В этих целях при необходимости следует в судебное заседание дополнительных свидетелей, истребовать иные ьства. Для выяснения специфических обстоятельств (нарушение ш производства, техническая неисправность механизмов и т. п.) и !я должных мер по их устранению суд вправе прибегнуть к помощи ютов, а при производстве экспертизы поставить вопросы, решение требует специальных познаний, в процессе судебного разбирательства будут выявлены такие обстоя-способствовавшие совершению преступления, которые обусловлены шем закона или недобросовестным исполнением служебных обязанностей шми лицами, а также в случаях, когда имеются данные, свидетельст-о неправильном поведении отдельных граждан на производстве или в нарушении ими общественного долга, этих должностных лиц и граждан Как правило, допрашивать в судебном заседании в качестве свидетелей.Рекомендовать судам сообщать по месту работы, учебы или жительства о действиях граждан, направленных на предотвращение и пресечение правонару. шений, задержание преступников, шире использовать для этого местную печать, радио и телевидение.

7.    Неуклонно выполняя требование закона о принятии мер к устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению преступлений, суды должны в частных определениях указывать установленные по делу конкретные обстоятельства, обусловившие совершение преступления.

Когда в материалах дела имеется представление следователя или прокурора об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению. Если таковые приняты не были, надлежит указать об этом в частном определении и, при наличии к тому оснований, поставить вопрос об ответственности должностного лица.

В случае невыполнения органами дознания и предварительного следствия установленной законом обязанности выявлять указанные причины и условия или когда эти органы не приняли мер к их устранению, суд одновременно с постановлением приговора вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на это нарушение.

8.    Обратить внимание судов на необходимость всемерного повышения уровня подготовки и проведения выездных заседаний по уголовным делам, устранения элементов формализма в подходе к оценке значения выездных судебных заседаний, имея в виду, что такие процессы представляют возможность привлечь внимание общественности к предупреждению правонарушений, укреплению законности и правопорядка. В выездных заседаниях следует рассматривать дела, разбирательство которых представляет общественный интерес и может принести наибольшую пользу в правовом и нравственном воспитании граждан, в устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Неукоснительное соблюдение норм материального и . процессуального закона, обязательное при любом рассмотрении дела, имеет особый смысл при проведении выездных заседаний, в ходе которых перед широкой аудиторией наглядно раскрываются принципы советского правосудия и его воспитательно-предупредительная роль.

9.    Рекомендовать судам принять меры к повышению эффективности участия общественных обвинителей и общественных защитников в судебных процессах.

В случаях обращения в суды руководителей трудовых коллективов или представителей общественных организаций в связи с предстоящим решением вопроса о выдвижении общественного обвинителя или общественного защитника им должна быть предоставлена возможность, после предания обвиняемого судУ' ознакомиться с обвинительным заключением по делу, разъяснены поряД°к выдвижения и оформления полномочий представителей общественных организаций и трудовых коллективов, а также их права, предусмотренные уголовным 11 уголовно-процессуальным законодательством.

Разъяснить, что вопрос о допуске к участию в судебном разбирательств общественного обвинителя или общественного защитника разрешается опредеЛ6'суда либо постановлением судьи, если эхо предусмотрено законодательст-союзной республики на основании ходатайства общественной организации >длектива трудящихся. При этом необходимо проверить, правомочным ли выдвинут общественный обвинитель или общественный защитник, ;ны ли его полномочия надлежащим образом, не имеется ли обстоя->, препятствующих участию данного лица в судебном разбирательстве в деле в качестве потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, iCKoro ответчика, личная заинтересованность в исходе дела и т. п.). Общественный обвинитель или общественный защитник может быть общим собранием общественной организации либо ее выборным I, если это допускается законодательством союзной республики, общим «ем трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их юго подразделения (производственная единица объединения, цех и Допуск общественного обвинителя или общественного защитника по

зу администрации предприятия или учреждения не основан на законе. Счастие общественного обвинителя и общественного защитника от одной и общественной организации или трудового коллектива в отношении и того же подсудимого недопустимо, так как в подобных случаях не будет | действительное мнение общественности.

ie предания обвиняемого суду общественному обвинителю или общест-iy защитнику, допущенному к участию в судебном разбирательстве, по его должна быть предоставлена возможность знакомиться с материалами ^выписывать необходимые сведения, а в подготовительной части судебного

1    - разъяснены процессуальные права (в ред. постановления Пленума Ns 7 1984 г.).

Судам следует разъяснять общественным организациям и трудовым их право возбуждать перед судом ходатайства об условном «и и передаче им для перевоспитания и исправления лиц, совершивших 1ия, не представляющие большой общественной опасности. По смыслу указанное ходатайство может быть принято общим собранием общест-организации или трудового коллектива по месту работы подсудимого, ходатайство, суд обязан принять по нему мотивированное решение. ?удам необходимо также шире использовать предусмотренное законода-союзных республик право возлагать на определенный трудовой или лицо, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно шм либо за осужденным с отсрочкой исполнения приговора и проведе-(и воспитательной работы. УДам надлежит иметь в виду, что решение вопросов, указанных в абзаце 1 и

2    данного пункта, допускается и после вынесения приговора в порядке ПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик

«Постановления Пленума№7 от 26 апреля 1984 г.). При рассмотрении дел о деяниях, содержащих признаки преступления, не щего большой общественной опасности, а также дел об администра-правонарушениях суд (судья) должен обсуждать вопрос о возможности таких дел в товарищеские суды и иные общественные организации поместу рабрты, учебы, жительства правонарушителя (в ред. постановления Пленума №7 от 26 апреля 1984 г.).

12.    Указать судам на необходимость тщательного составления приговоров, определений и постановлений, имея в виду, что неубедительные, немотивированные, наспех составленные судебные документы подрывают авторитет судов, снижают воспитательное и предупредительное значение принимаемых ими решений.

Обратить внимание судей, председательствующих в судебном заседании, что они лично несут ответственность за полноту и объективное отражение в протоколе заседания всего хода судебного разбирательства, в том числе исследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Замечания на протокол, приносимые участниками процесса, подлежат самому тщательному и объективному рассмотрению со стороны судьи или суда.

13.    В соответствии со ст. 359 УПК РСФСР и аналогичными статьями УПК других союзных республик судам надлежит направлять копию вступившего в законную силу приговора в коллектив либо общественную организацию по месту работы, учебы или жительства осужденного, если, по мнению суда, обсуждение такого приговора будет иметь воспитательно-предупредительное значение.

Направляя копию приговора в отношении лица, осужденного к исправительным работам по месту работы, суду следует обратить внимание трудового коллектива на его обязанность в силу ст. 43 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик осуществлять контроль за поведением осужденного и проводить с ним политико-воспитательную работу.

В необходимых случаях приговор должен доводиться до сведения общественности через печать, радио или иным способом, обеспечивающим его широкую огласку по месту работы или жительства осужденного.

14.    При рассмотрении гражданских дел суды обязаны неуклонно выполнять требования ст. 38 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В случае установления нарушений социалистической законности или правил социалистического общежития, существенных недостатков в деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также иных обстоятельств, которые создают условия для совершения преступления (неудовлетворительное хранение материальных ценностей, невыполнение правил охраны труда, ненадлежащее осуществление родительских прав и т. п.), суду необходимо вынести частное определение в адрес соответствующего должностного лица для принятия мер по их устранению.

Установив в действиях стороны или другого лица признаки преступления, суд должен принять предусмотренные законом меры к привлечению этих лип к уголовной ответственности.

15.    Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуна* лам округов, флотов и групп войск при проверке законности и обоснованное?'1 приговора в кассационном и надзорном порядке обращать также внимание н8 выполнение в ходе дознания, предварительного следствия или рассмотрения ДеЛЦ судом требований Ьт. 21 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК ДрУг"
1ЫХ республик. В случае отступления от закона выносить частное определе-яаправляя его соответствующему должностному лицу для принятия необхо-мер.

Бели органом дознания, следователем, прокурором или судом не было мер к устранению установленных ими причин и условий, способство-IX совершению преступлений, суд кассационной и надзорной инстанции восполнять этот пробел путем вынесения частного определения в адрес эдителей предприятий, организаций, учреждений. £16. Рекомендовать судам при изучении судебной практики по уголовным Полнее исследовать причины и условия совершения преступлений, а также и эффективность принимаемых мер по их устранению; систематически вть опыт применения законодательства, предусматривающего участие шости в судебных процессах, исправлении и перевоспитании осужден-^Ьрреданных под наблюдение соответствующим организациям и коллекти-|$8оевременно и полнее использовать эти материалы для разработки меро-по предупреждению преступлений. 11. Признать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда Щ: ОТ 19 декабря 1959 г. №5 «О деятельности судебных органов в связи с »ием роли общественности в борьбе с преступлениями»; от 14 мая 1962 г. задачах по устранению недостатков и дальнейшему улучшению деятель-гюудов по борьбе с преступностью»; от 3 декабря 1962 г. № 15 «О выполне-гановления Пленума от 14 мая 1962 г. №7 «О задачах по устранению >в и дальнейшему улучшению деятельности судов по борьбе с преступ-от 25 февраля 1967 г. №1 «Об улучшении организации судебных повышении культуры их проведения и усилении воспитательного 1Я судебной деятельности»; от 17 октября 1968 г. №9 «О деятельности органов по борьбе с преступностью» с изменениями, внесенными шем Пленума от 16 октября 1972 г. №9; qt 26 марта 1960 г. №2 1ении судебными органами постановлений Пленума Верховного Суда 19 июня 1959 г. № 3 «О практике применения судами мер уголовного на-и от 19 декабря 1959 г. № 5 «О деятельности судебных органов в связи с шем роли общественности в борьбе с преступлениями»; п. 10 постановлена Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 г. № 2 «О строгом 1И законов при рассмотрении судами уголовных дел».


 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017