Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
 

Советское государство придает большое значение охране окружающей В ст. 18 Конституции СССР указано, что в интересах настоящего и IX поколений в нашей стране принимаются необходимые меры для охраны (но обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных эв, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружаю-ювека среды.

№ последние годы приняты меры по дальнейшему совершенствованию >хранительного законодательства. Одним из важных средств, обеспечи-IX его выполнение, является правильное рассмотрение судами дел о чении водоемов и воздуха, порче земли, незаконной порубке леса, его >жении или существенном повреждении, незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, возмещении материального ущерба, причиненного указанными противоправными денег, виями.

Пленум Верховного Суда СССР, обсудив вопросы о выполнении судами законов об охране природы, а также соответствующих руководящих разъяснений Пленума, отмечает, что суды в основном правильно разрешают дела данной категории. Вместе с тем в их деятельности еще имеются существенные ошибки и недостатки: не всегда выявляются и привлекаются к ответственности все лица, в частности организаторы, подстрекатели и пособники, виновные в совершении таких преступлений; допускаются послабления в наказании виновных; несмотря на наличие оснований, не решается вопрос о лишении их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Неправильное исчисление размера ущерба, причиненного указанными правонарушениями, приводит к ошибочной квалификации преступных действий, неполному его возмещению. Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в ряде случаев не привлекаются соответствующие специалисты.

Некоторые суды не придают должного значения выявлению и устранению причин и условий, способствовавших нарушениям законодательства об охране природы, не используют такую важную форму профилактики, как выездные заседания.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Обратить внимание судов на то, что строгое выполнение законодательства об охране земли, ее недр, лесов и вод, животного и растительного мира, атмосферного воздуха, бережное, рациональное использование природных ресурсов является одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит здоровье и благосостояние людей, а также успешное выполнение планов экономического и социального развития. В связи с этим судам необходимо всемерно совершенствовать свою деятельность, устранить имеющиеся недостатки при разрешении конкретных гражданских и уголовных дел, усилить предупредительно-воспитательное воздействие судебных процессов.

2.    Судам надлежит полно и всесторонне исследовать обстоятельства каждого дела, обращая особое внимание на то, чтобы все лица, виновные в нарушении правил охраны природы, были привлечены к ответственности, установленной законодательством.

В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других специалистов (вред. постановления ПленумаNs 9 от 30 ноября 1990 г.).

3.    Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам надлежит принимать меры к выявлению лиц, приобретавших или сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, мясо диких животных, птицу, древесину и т. п.), и в зависимости от конкретных обстоятельств решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предус ст. 208 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных 1ик, либо о применении иных мер воздействия. Судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой 5мо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими 1яМи дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в | этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении <е пособничества.

4. Разъяснить судам, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйствен-коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями )йствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и >атов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и источников и причинивших или могущих причинить вред здоровью сельскохозяйственному производству или рыбным запасам, а равно 1ение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного >дства надлежит квалифицировать соответственно по части 1 или части 2 > УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. : К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как костные, так и иные лица безотносительно к тому, совершены ли такие умышленно или по неосторожности (в ред. постановления Пленума М 10 'апреля 1986 г.).

Загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными 1§|оровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) рассматривать, при наличии к тому оснований, как нарушение правил [ труда.

Бош ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, це-гатов, коммунальных и других объектов без очистных сооружений и 1ств допущен в результате злоупотребления властью или служебным 1ием, халатности либо совершения другого должностного преступления, эи этом причинен существенный вред государственным или общественным (например, когда это привело к запрещению или временному приоста-эксплуатации объекта, повлекших срыв выпуска продукции), действия их должностных лиц следует квалифицировать по статьям УК, предусмат-*им ответственность за указанные преступления, а в случаях, когда это по-! загрязнение или засорение вод либо загрязнение атмосферного воздуха, -по ст. 223 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных

Разъяснить судам, что ответственность за действия, предусмотренные ■ УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в водоемах, источниках и атмосфере, а также уровень вредных физических воздейст-атмосферный воздух, где это предусмотрено законодательством союзных превышают установленные нормативы, в результате чего причиненили мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру.

Под причинением существенного вреда здоровью людей, являющимся квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 223 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, следует понимать заболевания людей, опасные для жизни или соединенные со стойкой утратой трудоспособности или длительным расстройством здоровья.

б1. Судам надлежит иметь в виду, что ответственность по ч. 1 ст. 2231 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик наступает за сам факт незаконного сброса в море в целях захоронения веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо других отходов и материалов, которые могут нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря.

Под незаконным сбросом указанных веществ следует понимать их умышленное затопление вопреки требованиям Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей (утверждены Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР совместно с Министерством здравоохранения СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 12 апреля 1984 г.) и Правил выдачи разрешений на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса (утверждены Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 26 января 1983 г.). Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях, а также перечень отходов и других материалов, сброс которых в море в целях захоронения запрещен или допускается по специальному разрешению, установлены в приложениях к названным Правилам.

Незаконный сброс указанных выше веществ как с целью их захоронения, так и без таковой, повлекший загрязнение морской среды, то есть ухудшение физико-химических и биологических свойств морской воды свыше предельно допустимых норм, в зависимости от наступивших последствий влечет ответственность виновных лиц по ч. 2 или ч. 3 ст. 2231 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик.

Ответственность за деяния, предусмотренные ст. 2231 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, совершенные во внутренних морских и территориальных водах СССР, могут нести виновные лица из числа членов команд как советских, так и иностранных судов и иных плавучих средств, воздушных судов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций (введен постановлением Пленума №2 от 16января 1986г.).

6*. Разъяснить судам, что в случаях нарушения правил применения ядохимикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшего тяжкие последствия, виновные лица несут ответственность по ст. 161 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если такие действия не образуют состава должностного преступления, а также преступлений против жизни и здоровья граждан. К тяжким последствиям, предусмотренным ст. 161 УК РСФСР и соответст-лими статьями УК других союзных республик, следует относить, в частности, >жение или повреждение (до степени прекращения роста) леса, гибель диких 1ых, птиц, других объектов природы (введен постановлением Пленума Na 2 Щб января 1986 г.).

7.    По смыслу ст. 230 УК РСФСР и соответствующих статей УК других резных республик под природными объектами, взятыми под охрану государ-

понимаются предусмотренные «Типовым положением о государственных шках природы», утвержденным постановлением Госплана СССР и Госу-шого комитета СССР по науке и технике от 27 апреля 1981 г. № 77/106, природные объекты, которые представляют собой небольшие урочища !И, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы) и отдель-объекты (редкие и опорные геологические обнажения, водопады, пещеры, >альные источники т. п.), а также природные объекты искусственного рождения (старинные аллеи, парки, пруды и т. п.), которые решениями )ующих органов отнесены к государственным памятникам природы.

8.    Учитывая, что по смыслу ст. 50 Основ лесного законодательства Союза союзных республик порубка является одним из способов уничтожения или дения деревьев и кустарников, действия лиц, виновных в незаконной

защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не ix в государственный лесной фонд (например, в городах и других 1ых пунктах, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и »), надлежит квалифицировать по ст. 169 УК РСФСР и соответствующим УК других союзных республик, должностные лица, по распоряжению которых произведена незаконная леса сверх количества, указанного в лесорубочном билете (ордере), при >вках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электрогеологоразведочных, строительных и других работах, при наличии шй, указанных в законе, несут ответственность по ст. 169 УК РСФСР и »ующим статьям УК других союзных республик (в ред. постановления Na 2 от 16 января 1986 г.).

Должностные лица, в результате действий или бездействия которых ia порча земли, загрязнение ее производственными и иными отходами шыми водами, отвечают по соответствующим статьям УК союзных за нарушение природоохранительного законодательства. Если законодательством не предусмотрена специальная ответственность за загрязнение земли, но в содеянном имеются признаки должностного пения, то указанные лица отвечают за халатность либо иное должностное !ение (введен постановлением Пленума № 9 от 30 ноября 1990 г.). Под производством рыбного, звериного и других водных добывающих >в, ответственность за которые предусмотрена ст. 163 УК РСФСР и »ующими статьями УК других союзных республик, следует понимать и добычу водных животных с нарушением установленных законода-правил, то есть ведение промысла без надлежащего на то разрешения, запретное время, либо в недозволенных местах или недозволеннымиорудиями, способами и приемами. По указанной статье следует квалифицировать и действия лиц, которые имели разрешение на промысловую добычу рыбы и водных животных, но производили ее в запрещенное время либо в недозволенных местах. При этом к рыбному промыслу надлежит относить и лов рыбы лососевых и осетровых пород с целью заготовки икры (в ред. постановления Пленума JYo 9 от 30 ноября 1990 г.).

Судам следует иметь в виду, что перечень ценных пород рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных, незаконный промысел которых [щи | влечет ответственность по ст. 163 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, содержится в постановлении Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. №833 «Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах СССР», а также в соответствующих постановлениях Совета Министров союзных республик.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 163 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует считать оконченным с момента начала незаконного промысла, независимо от того, были ли фактически добыты рыба или водные животные.

Если при незаконном промысле использовалось орудие, специально предназначенное для лова ценных пород рыб, действия виновного должны рассматриваться как покушение на совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 163 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, а при наступлении последствий, указанных в данной статье, - как оконченное преступление.

10. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных ■    животных, выращиваемых колхозами, совхозами, другими предприятиями и

организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках и вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение государственного или общественного имущества.

10'. По спорам о возмещении ущерба, причиненного незаконным выловом рыбы, выращиваемой колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями, а также гражданами, надлежащими истцами являются указанные предприятия, организации или граждане, а не органы инспекции рыбоохраны ц|    (введен постановлением Пленума №9 от 30 ноября 1990 г.).

И!    П. Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 166 УК РСФСР и соответствую-

щим статьям УК других союзных республик наступает в тех случаях, когда не истек годичный срок со дня окончания исполнения административного взыскания за первое правонарушение. Материалы о первом правонарушении подлежат исследованию судом, о чем должно быть указано в приговоре.

12. В случаях применения при незаконной охоте катеров, моторных лодок, вертолетов и других механических транспортных средств ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 166 УК РСФСР и соответствующим статьям УК други* союзных республик.
Под применением транспортных средств при незаконной охоте следует |ать использование этих средств непосредственно в процессе охоты, в ги, при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц (в ред. явления Пленума N9 9 от 30 ноября 1990 г.).

13.    Действия лиц, которые добыли (отстреляли, выловили и т. п.) зверей, «, рыб, морских млекопитающих, водных беспозвоночных сверх количества,

шого в лицензиях и других специальных разрешениях, должны в этой части (иваться как незаконная охота или незаконное занятие рыбным или ми водными добывающими промыслами, ответственность за которые ступает в административном либо, при наличии к тому оснований, в уголовном Ijlipce - ст. 163 или ст. 166 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других !ых республик.

14.    Решая вопрос о том, является ли ущерб, причиненный незаконным ым и другими водными добывающими промыслами, охотой и порубкой крупным (существенным или значительным), судам следует исходить из ости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или »женного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному К такому ущербу следует, в частности, относить ущерб, причиненный юм зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста,

ыо большого количества мальков при незаконном занятии водным добы-fM промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесен-# Красную книгу СССР, Красную книгу соответствующей союзной респуб-

15. Действия лиц, виновных в незаконном занятии рыбным и другими ми добывающими промыслами, незаконной охоте, незаконной порубке использовавших путем обмана или злоупотребления доверием государст-или общественный транспорт, следует квалифицировать по совокупности УК, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства »ане природы, и по ст. 94 УК РСФСР и соответствующим статьям УК союзных республик, либо по статье УК союзной республики, специально :атривающей ответственность за незаконное использование такого >рта.

Должностные лица, незаконно использовавшие в указанных целях находя-в их распоряжении государственный или общественный транспорт, в тате чего причинен существенный вред, должны нести ответственность за эебление властью или служебным положением, а также по соответствую-Статьям УК за нарушение законодательства об охране природы. >. Судам надлежит учитывать, что действия работников правоохранитель-;ганов, милиции, народных дружинников и граждан, выполняющих свой 1ый или общественный долг по охране природы, направленные на пресе-общественно опасных посягательств, а также по задержанию правонару-в целях пресечения такого посягательства, являются правомерными и не уголовной или иной ответственности, даже если ими вынужденно был вред нарушителю, т.к. в соответствии с законодательством Союза ССР
и союзных республик эти действия должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны.

17.    Суды должны иметь в виду, что действия лиц, виновных в посягательстве на жизнь и здоровье работников органов охраны природы, а также общественных инспекторов этих служб и граждан, выполняющих свой общественный долг, подлежат квалификации по соответствующим статьям УК союзных республик, предусматривающим ответственность за эти деяния (ст.ст. 102, 108, 109 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

За угрозу этим лицам или совершение в отношении их насильственных действий в связи с участием в предупреждении, пресечении преступлений или правонарушений виновные несут ответственность по ст. 193 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Лица, оказавшие сопротивление или посягавшие на жизнь работников органов охраны природы, являющихся одновременно и народными дружинниками, работников милиции, народных дружинников при исполнении ими обязанностей по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, подлежат ответственности по ст.ст. 1911 и 1912 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Оскорбление работников милиции, народных дружинников при указанных обстоятельствах образует состав преступления, предусмотренный ст. 1921 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

18.    В случаях, когда должностное лицо предприятия, учреждения, организации отдает подчиненным по службе работникам незаконное распоряжение, выполнение которого связано с нарушением законодательства об охране природы, действия такого должностного лица следует квалифицировать по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за указанные деяния, а при наличии к тому оснований - и за должностное преступление. При этом ответственность лиц, которые, выполняя распоряжение, непосредственно совершили действия, посягающие на природу, наступает лишь в случаях, когда они сознавали незаконный характер отданного распоряжения и не приняли зависящих от них мер к предотвращению наступившего вреда.

19.    Если должностные лица органов охраны природы вступают в преступные сделки с браконьерами, способствуя им в совершении преступления, или сами совершают такие преступления, как незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконная охота, незаконная порубка леса, они должны нести ответственность за нарушение законодательства об охране природы и соответствующее должностное преступление.'

20.    Исходя из требования ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, суды должны применять строгие меры наказания в отношении организаторов и активных участников преступных групп, а также лиц, неоднократно совершивших преступления, связанные с нарушением законодательства об охране природы. Вместе с тем в отношении граждан, признанных виновными в совершении менее опасных преступлений и способных исправиться без изоляции от общества, следует применять штраф и другие виды наказания, не связанные с лишением свободы.
Рри рассмотрении дел о незаконном занятии рыбным промыслом судам иметь в виду, что наличие квалифицирующих признаков состава шения (вылов ценных пород рыб, повторность совершения преступления) >чает применения в необходимых случаях ч. 2 ст. 7 Основ уголовного за-1ьства Союза ССР и союзных республик. При обсуждении вопроса о ачительности деяния необходимо учитывать количество, объем, стоимость ченной рыбы, а также орудия, способы и приемы незаконного лова. В тех случаях, когда нарушения законодательства об охране природы 1ены лицом с использованием занимаемой должности или при занятии !енной деятельностью, суды, применяя к виновным предусмотренные меры уголовного наказания, должны обсуждать вопрос о лишении их в ши со ст. 26 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных 4К права занимать определенные должности или заниматься определен-1ьностью (вред, постановления Пленума Ns 9 от 30 ноября 1990 г.). Решая вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности с шем мер административного взыскания на основании ст. 43 Основ вного законодательства Союза ССР и союзных республик по мотиву, что 9, содержащее признаки преступления, не представляет большой общест-
i опасности, необходимо учитывать экологическую ценность продукции не-шх рыбных промыслов, охоты, порубки леса, количество и размеры эго и его стоимость.

т определении размера штрафа как меры административного взыскания руководствоваться ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1977 г. (с изменениями, внесенными Указами Президиума Верховного СССР от 3 декабря 1982 г. и 29 мая 1987 г.) «О порядке применения мер ютративного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответст-в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза союзных республик» (введен постановлением Пленума № 9 от 30 ноября
При рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства об природы, суды обязаны тщательно выяснять размер материального , имея в виду следующее: ► ущерб, причиненный порчей сельскохозяйственных и других земель, в том зязнением их производственными и иными отходами, сточными водами, с учетом всех вынужденных расходов по восстановлению плодород-1еств земли, а также доходов, которые были бы получены землепользова-время до приведения этих земель в состояние, пригодное для использо-Цю назначению. При этом размер материального вреда, причиненного в невыполнения мероприятий по рекультивации земель, приведению их ше, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном по хранению и использованию по назначению плодородного слоя | снятого при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, ш геологоразведочных, строительных и других работ, следует исчислять *из объема сметной стоимосы невыполненных мероприятий согласно утвержденному органом, предоставившим земельный участок в пользование. При необходимости для определения размера подлежащего возмещению вреда может быть назначена экспертиза ;

б)    ущерб, причиненный сбросом неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод и других вредных веществ в водные объекты, определяется в соответствии с «Рекомендациями для определения ущерба от загрязнения водных источников», утвержденными Минводхозом СССР 4 апреля 1975 г., «Руководством по определению ущерба от залповых сбросов сточных вод», утвержденным Госводинспекцией Минводхоза СССР 26 июля 1978 г., «Методикой подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства», утвержденной Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР 12 июля 1983 г. совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР;

в)    ущерб, причиненный нарушениями лесного законодательства, исчисляется в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1968 г. № 641 «О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1982 г. № 230), а также по таксам, утвержденным Советами Министров союзных республик.

В таком же порядке исчисляется ущерб, причиненный незаконным уничтожением или повреждением полезащитных лесных полос на землях колхозов и совхозов либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд (на землях сельскохозяйственного назначения, на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов, а также в городах и других населенных пунктах), как за уничтожение или повреждение особо охраняемых лесов первой группы, если законодательством не установлено, что причиненный ущерб возмещается в больших размерах, например на основе балансовой стоимости или стоимости восстановления зеленых насаждений. В случае повреждения полезащитных лесонасаждений скотом или птицей либо проездом на автомобиле, тракторе, комбайне или другой машине, а также на гужевом транспорте, материальная ответственность за ущерб наступает в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. «Об ответственности за потравы посевов в колхозах и совхозах» (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1987 г.) (в ред. постановления Пленума № 10 от 29 сентября 1988 г.)

г)    ущерб, причиненный незаконной добычей рыбы и водных животных, определяется по таксам, предусмотренным постановлениями Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. № 831 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный ресурсам живых организмов «сидячих» видов, являющихся естественными богатствами континентального шельфа СССР» и № 833 «Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в рыбохозяйственных водоемах СССР», от 8 августа 1977 г. № 723 «О порядке исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный рыбным и другим живым ресурсам в морских районах, прилегающих к гжью СССР»14, а также по таксам, утвержденным Советами Министров 1ЫХ республик.

В соответствии с названными таксами ущерб, причиненный незаконной >вкой икры осетровых и лососевых рыб, возмещается в размере трехкрат-жмости заготовленной икры согласно розничным ценам на икру высшего it а стоимость выловленной рыбы - по таксе в однократном размере (в ред. гния Пленума №9 от 30 ноября 1990 г.);

д)    ущерб, причиненный рыбному хозяйству сбросом в водоемы сточных вод IX отходов, исчисляется в соответствии с «Методикой подсчета ущерба, на-эго рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы IX вод и других отходов», утвержденной Министерством рыбного хозяй-

СССР от 16 августа 1967 г.;

е)    ущерб, причиненный незаконной охотой, определяется по таксам сам), предусмотренным Положениями об охоте и охотничьем хозяйстве, 1И правилами охоты, утвержденными в порядке, установленном (и Министров союзных республик, а также Таксами для исчисления

взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или >жением животных, относящихся к видам животных, занесенным в Красную СССР, утвержденными 25 октября 1985 г. Министерством сельского СССР совместно с Министерством рыбного хозяйства СССР и гнным комитетом СССР по лесному хозяйству; |Ж) в соответствии со ст.ст. 24 и 38 Закона СССР об охране и использовании юго мира колхозы, межколхозные, государственно-колхозные предпри-организации, объединения несут имущественную ответственность за шую при производстве сельскохозяйственных работ по их вине гибель животных и птиц. Размер возмещения вреда определяется по утвержден-ссам.

случаях, когда порядок исчисления размера ущерба специальным законо-юм Союза ССР и союзных республик не регулируется, он определяется в ши со ст. 88 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (вред, постановления Пленума Na 2 от 16 января 1986г.). В случае причинения ущерба в результате наезда на диких животных, ж этом судом установлено, что водителем автомобиля или другого )ртного средства не было допущено нарушений правил дорожного и в сложившейся ситуации предотвратить наезд было невозможно, си подлежат освобождению от имущественной и иной ответственности за 1Ш повреждение животного (введен постановлением Пленума № 9 от 1990 г.).

1ри рассмотрении гражданских дел, а также исков в уголовных делах о 1ии ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране , суды обязаны исходить из того, что закон предусматривает полное ше ущерба. Уменьшение размера возмещения допускается лишь в исключительных случаях при условии, что преступление не носило корыстного характера, в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя, с обязательным приведением мотивов принятого решения.

На основании ч. 4 ст. 29 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, связанным с нарушением законодательства об охране природы, суд вправе решить независимо от предъявления иска (в ред. постановления ПленумаNe 9 от 30 ноября 1990 г.).

23.    Обратить внимание судов на то, что в силу ст. 455 ГК РСФСР и соответствующих статей ГК других союзных республик лица, совместно причинившие вред природным объектам, несут солидарную ответственность. В отдельных случаях суд вправе возложить на виновных долевую материальную ответственность, если такой порядок взыскания соответствует интересам истца и обеспечивает полное возмещение причиненного ущерба.

24.    В соответствии с действующим законодательством незаконно добытая продукция (звери, птица, рыба, древесина, пушнина и др.) подлежит изъятию у нарушителя. Суммы, вырученные в случае реализации этой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат. Если таковая продукция была изъята у правонарушителя и реализована до судебного разбирательства дела, то в приговоре, решении суд должен указать о зачислении вырученной суммы на текущий счет соответствующей организации.

При невозможности изъятия незаконно добытой продукции (использована или реализована правонарушителем, пришла в негодность и т. п.) суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного или ответчика в доход государства ее стоимости, исчисленной по установленным ценам (такса отпуска древесины на корню, государственным розничным, комиссионным, закупочным ценам и др.).

25.    Суммы в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы, подлежат взысканию в доход государства, если иное не предусмотрено действующим законодательством. При этом судам следует иметь в виду, что суммы в возмещение ущерба, причиненного незаконной охотой, незаконной добычей или уничтожением рыбы и других водных животных, взыскиваются в пользу органов управления охотничьим хозяйством и органов рыбоохраны, которые в установленном порядке перечисляют часть из этих сумм в государственный бюджет.

При удовлетворении иска правоохранительного органа в порядке гражданского судопроизводства государственная пошлина, от уплаты которой государственный истец в силу закона освобожден, взыскивается в соответствии со ст. 95 ГПК РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований (в рей-постановления Пленума № 9 от 30 ноября 1990 г.).

26.    По уголовным делам о незаконной охоте, незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной порубке леса орудия преступления, принадлежащие подсудимому, в том числе автомашины, мотоциклы, лодки и иные транспортные и плавучие средства, с помощью которы* совершаются или облегчаются преступные действия (вылов рыбы, отстрел зверей р.), подлежат конфискации на основании ст. 86 УПК РСФСР и соответст-дих статей УПК других союзных республик.

(Не могут быть признаны орудиями преступления транспортные средства, они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной I, порубки леса, рыбного промысла и перевозки добытого (в ред. постанов-IПленума№9 от 30 ноября 1990 г.).

1X1. Рассматривая в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и IX республик об административных правонарушениях и в порядке, ютренном ГПК союзных республик, дело по жалобе на постановление ia (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде )а за нарушение природоохранительного законодательства, суд должен

законность и обоснованность этого постановления, недует иметь в виду, что в силу ст. 39 названных Основ жалоба на >вление по делу об административном правонарушении может быть в суд в течение десяти дней со дня вынесения постановления, ценный по уважительным причинам срок на подачу жалобы может быть ювлен по заявлению лица, в отношении которого вынесено >вление.

1траф, наложенный за экологические правонарушения по постановлению >ативного органа или должностного лица, взыскивается с нарушителя в жом порядке из заработка (стипендии, пенсии и т.д.). Заявления о ши штрафа суду неподведомственны (в ред. постановления Пленума Ns 9 уября 1990 г.).

J. В целях повышения предупредительного воздействия судебных процес-делам о нарушении законодательства об охране природы суды должны недостатки в деятельности организаций и должностных лиц и выносить определения, направленные на предотвращение таких правонарушений, ia о причинении крупного ущерба государству, об истреблении большого 1енных или редких животных, а также совершении преступления группой, с гением взрывчатых веществ, химикатов и т. п. надлежит рассматривать, как в выездных судебных заседаниях с участием в них представителей охраны природы, общественных организаций и трудовых коллективов. О 1тах разрешения таких дел широко информировать население, используя средства массовой информации.

Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, област->родским судам, судам автономных областей и автономных округов 1мо систематически обобщать судебную практику по делам об охране шире использовать материалы изучения для устранения причин и I, способствующих совершению этих правонарушений, а также исправле-ж, допускаемых судами при рассмотрении уголовных и гражданских >й категории.

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда 3 июня 1977 г. № 6 «О практике применения судами законодательства об 'Природы».





 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017