Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 15 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ДАЛЬНЕЙШЕМ УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

гкабря 1986 г.

постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем укреплении социалистической 10сти и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граж-сазано, что проведение утвержденного XXVII съездом КПСС курса на ус-социально-экономического развития страны, демократизацию всех сто-йцественной жизни требует дальнейшего укрепления социалистической за-и правопорядка, обеспечения надежной охраны прав и законных интере-сих граждан, строгого соблюдения принципа социалистической спра-ги.

юе место в реализации этих требований принадлежит судам, которые путем точного и неуклонного применения законов при осуществлении удия обеспечивать надежную защиту прав и охраняемых законом интересов и организаций и безусловное выполнение задач уголовного судопроиз-с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут спра-|ому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответ-и осужден.

Ift протяжении последних лет около 98 процентов гражданских дел и свыше iTOB уголовных дел разрешаются судами в строгом соответствии с зако-10 ним выносятся обоснованные и справедливые судебные решения. Вместе их деятельности имеются серьезные недостатки и упущения: не всегда гея требование закона о всестороннем, полном и объективном исследо-гоятельств дела, допускаются ошибки при оценке доказательств, приме-зрм закона, назначении наказания; иногда при наличии оснований для вы-оправдательного приговора дела направляются на дополнительное рас-ie.

tome суды снизили требования к качеству материалов предварительного принимают к рассмотрению уголовные дела, расследованные неполнолибо с другими существенными нарушениями процессуального закона. Не во всех случаях уделяется внимание заявлениям и жалобам о нарушениях закона, допу. щенных в ходе дознания или предварительного следствия, не дается должной оценки установленным нарушениям и не принимаются меры к их предупрежде. нию.

Некоторые суды при разрешении дел в кассационном и надзорном порядке мирятся с нарушениями законов, не устраняют своевременно судебные ошибки, не ставят вопрос об ответственности лиц, допустивших нарушения. Не всегда обеспечивается восстановление прав граждан после отмены незаконных судебных решений.

Указанные недостатки ослабляют борьбу с преступностью и другими право-нарушениями, подрывают авторитет суда.

Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1.    Указать судам, что любое гражданское и уголовное дело, независимо от служебного или общественного положения истца, ответчика, подсудимого, характера возникшего гражданского спора и содержания предъявленного обвинения, должно разрешаться в точном соответствии с требованиями закона в условиях гласности, непосредственности, состязательности и с соблюдением других демократических принципов советского социалистического правосудия.

2.    Конституционные положения, согласно которым правосудие в СССР осуществляется только судом и что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия.

3.    Установленный Конституцией СССР принцип независимости судей и подчинения их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.

4.    Обвинительный приговор должен опираться на совокупность согласующихся между собой доказательств и не может основываться на предположениях. При этом необходимо решительно изживать из судебной практики необоснованное осуждение как грубейшее нарушение социалистической законности, попирающее права граждан и подрывающее авторитет правосудия. Во всех таких случаях обязательно принимать меры к восстановлению чести и достоинств0 граждан, а также их трудовых, имущественных, жилищных и иных прав.

По каждому факту вынесения неправосудного приговора надлежит тщательно выяснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры * привлечению виновных судей к установленной ответственности, вплоть до поста новки вопроса об их отзыве с занимаемых должностей.

5.    Обеспечить неуклонное соблюдение требований ст. 36 Основ уголовно судопроизводства Союза ССР и союзных республик, регламентирующей поряД
обвиняемого суду, полностью преодолеть формальный подход и недо-этой важной стадии процесса.

.соответствии с законом подлежат тщательному выяснению не только дос-оснований для рассмотрения дела в судебном заседании, но и соблюл/Органами дознания и предварительного следствия права обвиняемого на иных требований процессуального законодательства, обоснованность меры пресечения. Если мера пресечения в виде заключения под стражу без достаточных к тому оснований, суд обязан заменить ее на другую 1ри предании суду судья или суд не вправе предрешать вопрос о виновности юго.

f! Суды должны повысить требовательность к качеству материалов дознания фительного следствия, имея в виду, что они являются важным условием шя всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств |&удебном заседании.

выявлении неполноты дознания или предварительного следствия суду принимать зависящие от него меры к ее восполнению (вызвать дополни-свидетелей, истребовать документы и т. п.). Если неполнота произведен-знания или предварительного следствия не может быть восполнена в су-заседании, дело направляется для производства дополнительного рассле-

;ТО же время необходимо полностью изжить сложившуюся в некоторых 1ку направления дел на дополнительное расследование, когда отсутст-Жазательства, подтверждающие предъявленное обвинение, и исчерпаны >жности для собирания дополнительных доказательств. При таких об-зах суд обязан постановить оправдательный приговор или вынести ьный приговор лишь по тому обвинению, доказанность которого не ' сомнения.

Юскольку вопрос о виновности подсудимого решается только после над-образом проведенного судебного разбирательства, необходимо повы-и значение этой основной и решающей стадии уголовного процесса. >вор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые shho, всесторонне, полно и объективно исследованы в самом заседании. Выводы суда не могут базироваться на доказательствах, IX с нарушением процессуального порядка их собирания, а также на предварительного следствия, не проверенных в суде. Признание ЩЫМ своей вины, как и всякое иное доказательство, должно быть всесторонней проверке и может быть положено в основу »ного приговора лишь при подтверждении его другими зами.

зы отказа подсудимого от показаний, данных на предварительном а также достоверность сведений о явке с повинной подлежат тщатель-мсе. Особое внимание должно уделяться проверке заявлений о недозво->дах следствия и иных нарушениях законности, которые могли повлечь 1 либо дачу иных ложных показаний.Установив нарушение законности в ходе дознания или предварительного следствия, суд должен в необходимых случаях принять меры для привлечения ц ответственности должностного лица, допустившего та^ое нарушение.

9.    Указать судам на их обязанность строго соблюдать рормы закона, гаран. тирующие права всех участников судебного разбирательства. Устранить имею, щиеся случаи недооценки роли защиты в уголовном судопроизводстве, имея в виду, что осуществление права на защиту является проявлением социалистиче-ского демократизма, важнейшей гарантией правосудия и необходимым условием борьбы с преступностью и другими правонарушениями.

Судьям следует с одинаковым вниманием относиться к заявлениям всеХ участников судебного разбирательства, проявлять должный такт при обращении к прокурору, защитнику, потерпевшему и другим участникам процесса.

10.    Последовательно принимать меры, направленные на повышение роли народных заседателей, деятельность которых является важной формой участия граждан в укреплении законности и правопорядка. Неукоснительно соблюдать требования закона о равенстве прав председательствующего и народных заседателей в судебном заседании при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела и постановления судебного решения. В целях полного осуществления указанных прав и повышения активности народных заседателей в судебном разбирательстве надлежит создавать им условия для заблаговременного изучения материалов дел и соответствующего законодательства.

11.    В целях обеспечения гласности судебного разбирательства судам следует принимать меры к точному соблюдению требований закона о том, что рассмотрение дел проводится в открытых судебных заседаниях, за исключением случаев, прямо указанных в законе (ст. 12 Основ уголовного судопроизводства).

Устранить факты воспрепятствования лицам, присутствующим в зале суда, в ведении записей по ходу судебного процесса. При этом необходимо иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу.

12.    С учетом принципа социальной справедливости судам необходимо строго соблюдать требования закона об индивидуализации наказания, не допускать случаев назначения как чрезмерно суровых, так и необоснованно мягких мер наказания, учитывая при этом, что законное, обоснованное и справедливое наказание является не только карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новы" преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, ранее судимых, упорно не желающих приобщаться к честной трудовой жизни, как правило, должны назначаться предусмотренные законом строгие меры наказания. Вместе с тем отношении лиц, впервые совершивших менее опасные преступления и способнь исправиться без изоляции от общества, каждый раз должен обсуждаться вопр°с возможности назначения мер наказания, не связанных с лишением свободы

Неукоснительно соблюдать требования ст. 314 УПК РСФСР и соответ вующих статей УПК других союзных республик об обязательной мотивир0^ назначения наказания в виде лишения свободы, если санкция уголовного зак
ютривает и другие виды наказания, не связанные с лишением свободы. В мере использовать предусмотренное ст. 43 Основ уголовного ательства Союза ССР и союзных республик право освобождения от Ной ответственности лиц, совершивших деяния, содержащие признаки пения, не представляющего большой общественной опасности, для к таким лицам мер административного либо общественного зия, если будет признано, что исправление и перевоспитание их возможно 1еиения уголовного наказания.

Обратить внимание судов на необходимость неукоснительного исполне->ваний закона (ст. 581 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК ^союзных республик), обязывающего суд в случае постановления оправда-приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием события или Преступления либо за недоказанностью участия обвиняемого в соверше-рпления разъяснить гражданину порядок восстановления его нарушен-и принять меры к возмещению ущерба, toe разъяснение должно быть направлено в письменной форме судом, рас-равшим дело по первой инстанции. Определение размера возмещения про-этим же судом в месячный срок со дня обращения гражданина (п. 11 1ИЯ о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незакон-ктвиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и >жденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая

^' Неуклонно выполнять требования закона о выявлении причин правона-I, условий, способствовавших их совершению, и принятию мер к их устра-

§чие в деле представления следственно-прокурорских органов по поводу Преступлений и способствовавших им условий, по которому к моменту разбирательства не было принято надлежащих мер, не лишает суд гирования на эти же причины и условия путем вынесения частного опре-

fero соблюдать установленный порядок вынесения частных определений " гений), которые должны основываться на достоверно установленных IX данных; обеспечивать действенный контроль за их исполнением, при судебном разбирательстве будут установлены обстоятельства, »ующие о совершении преступления лицом, не привлеченным к уго-зенности, суд должен обсудить вопрос о возбуждении в отношении |& уголовного дела и направить необходимые материалы для производим или предварительного следствия. Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного "ЯР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, обла-)родским судам, судам автономных областей и автономных округов, ! Трибуналам видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и 1ить надзор за судебной деятельностью. В этих целях повысить качест-кассационных инстанций с тем, чтобы допущенные судами первой ошибки устранялись при рассмотрении дел в кассационном порядке.При этом недопустимо как оставление без изменения решений,-принятых с нару. * шением закона, так и отмена и изменение законных и обоснованных приговор0й По каждому делу надлежит проверять, приняты ли меры по возмещению ущерба причиненного преступлением.

16.    Обратить внимание судов, что жалобы, заявления и письма, связанные с рассмотрением судебных дел, являются не только поводом для проверки законно-сти и обоснованности судебных решений и восстановления в надлежащих случаях нарушенных прав граждан, но и источником информации о недостатках в работе судов, одной из форм участия общественности в укреплении социалистической законности. Организовать работу с жалобами в строгом соответствии с установ-ленным порядком, полностью искоренить формальное, бюрократическое отношение к ним, тщательно проверять каждый сигнал о необоснованном судебном ре-шении и других нарушениях закона и принимать меры к восстановлению законно-сти.

17.    Судам необходимо в координации с другими правоохранительными ор-ганами, а также органами народного контроля, общественными организациями и трудовыми коллективами обеспечить глубокий анализ причин преступности и состояния судимости в районах, городах, областях и республиках в целях совершенствования работы по предупреждению правонарушений.

Верховным судам союзных республик следует систематически изучать судебную практику и принимать меры к обеспечению правильного и единообразного применения судами законодательства; выявлять спорные и неясные вопросы в судебной практике, требующие разрешения путем дачи руководящих разъяснений Пленумами Верховных судов; при разработке таких разъяснений полнее учитывать предложения работников правоохранительных органов и рекомендации научных учреждений.
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017