Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 16 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 16 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 16 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ОХРАНУ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

от 5 декабря 1986 г.

В условиях научно-технической революции и ускорения экономического развития страны существенно возрастает значение организованности, дисциплин^ и порядка на производстве. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС последующими указаниями партии должно быть повышено внимание к неукос тельному соблюдению конституционного права граждан на охрану здоровья обеспечение безопасных условий труда.    р.

Обсудив практику применения судами уголовного законодательства, на^ер-ленного на охрану труда и обеспечение безопасности производства, Пленум Суда СССР отмечает, что их деятельность по борьбе с этими пресгупле-18 полной мере отвечает предъявляемым требованиям, отдельных предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах не пресекаются |даянства, недисциплинированности, безответственности при исполнении • долга, что приводит к авариям, причинению вреда здоровью, а иногда людей, значительным потерям рабочего времени и большому матери-ущербу. Несмотря на тяжесть последствий, отдельные суды недооцени-дественную опасность таких преступлений и не принимают должных мер 1ию и наказанию всех виновных в них лиц, устранению причин производ-f травматизма и способствующих ему условий.

ся ошибки в отграничении нарушений правил охраны труда, влеку-»енность по ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК дру-ых республик, от нарушений правил безопасности горных, строитель-работ на взрывоопасных предприятиях (цехах), нарушений правил )8ния взрывчатых веществ в производственной деятельности (ст.ст. 214 — :ФСР. и соответствующие статьи УК других союзных республик), что Неправильную квалификацию преступлений.

[^Приговорах иногда не указывается, какие конкретно правила охраны труда юсти работ нарушены виновным, не обосновывается вывод о наличии связи между допущенными нарушениями и наступившими вредными

1нями.

>и назначении наказания не всегда учитываются характер допущенных нарушений, его отношение к соблюдению правил в прошлом, тяжесть »ших последствий. В отдельных случаях к виновникам грубых нарушений >храны труда и безопасности работ, повлекших гибель людей или иные рпоследствия, применяются не соответствующие содеянному мягкие меры

о нарушении правил охраны труда и безопасности работ редко рас-гя в трудовых коллективах, не уделяется должного внимания анализу практики.

«ум Верховного Суда СССР постановляет:

>атить внимание судов на необходимость устранения серьезных недос-рассмотрении дел этой категории.

их деятельность по рассмотрению таких дел должна способствовать ^соблюдению правил охраны труда и безопасности работ, укреплению дисциплины, обеспечению порядка и организованности на производ-спьянством.

|fto каждому делу суды обязаны вскрывать причины производственного («ц профессиональных и иных заболеваний и способствующих им усло-!мать все предусмотренные законом меры к их устранению. В частных шях указывать, в чем конкретно выразились недостатки в организации >уда или безопасности работ. Чаще рассматривать дела данной катего-едственно на тех предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, пены преступления, обеспечивать привлечение к судебным процессам « Широкой общественности и хозяйственных органов.
3.    Судам следует по каждому делу о нарушении правил охраны труда и безопасности работ полно и всесторонне исследовать обстоятельства совершения преступления, тщательно выяснять и отражать в приговоре, кем и какие кон» кретно пункты правил охраны труда и безопасности работ нарушены, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями либо наличием реальной опасности наступления таких последствий; принимать меры для привлечения всех виновных лиц к установленной ответственности.

Вместе с тем суды не должны допускать осуждения лиц за такие нарушения правил охраны труда и безопасности работ, которые с учетом их характера отнесены законом к административным правонарушениям (ст.ст. 41, 55, 88, 89, 100, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и соответствующие статьи таких же кодексов союзных республик).

4.    Объектом преступления, предусмотренного ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, являются безопасные условия труда работников предприятия, организации, колхоза и иных лиц, постоянная либо временная деятельность которых связана с данным производством.

В тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда оказались потерпевшими иные лица, действия виновных в зависимости от их служебного положения, характера и тяжести наступивших последствий должны квалифицироваться как соответствующее должностное преступление или преступление против личности.

5.    Ответственность по ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести только те должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.

Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий могут быть привлечены к ответственности по данной статье в тех случаях, когда они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие правилам охраны труда, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение этих правил.

В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (Например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

6.    Нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитара или иных правил охраны труда, допущенное работником, не являвшим^} должностным лицом, и повлекшее последствия, перечисленные в ст. 140 РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, дол*н° квалифицироваться по статьям УК о преступлениях против личности независим0 от того, имеет потерпевший отношение к данному производству или нет. Таку10 ответственность несут, в частности, и рабочие, выполнявшие по поручен"
ых лиц обязанности старших в группе на время осуществления ственного задания.

Под «правилами промышленной санитарии» (ст. 140 УК РСФСР и соответ-статьи УК других союзных республик) следует понимать правила ции) по гигиене труда, предусматривающие меры по предотвращению ня на работающих вредных производственных факторов (например, веществ и материалов, шума, вибрации, ультразвука, инфракрасных, олетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой >ы).

Суды должны иметь в виду, что деяния, выразившиеся в нарушении правил ги горных, строительных работ, правил безопасности на взрывоопас-жятиях (цехах), а также правил хранения, использования, учета, пережатых, радиоактивных веществ или пиротехнических изделий, обра-остоятельные составы преступлений, которые предусмотрены ст.ст. 214, и 217 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных Объектом этих преступлений является общественная безопасность *а соответствующих работ (включая безопасные условия труда). При имеет значения, кто явился потерпевшим от преступления - работники производства или лица, не имеющие к нему отношения.

ценность по ст.ст. 214 - 216 УК РСФСР и соответствующим статьям союзных республик, в отличие от ст. 140 УК РСФСР, могут нести как ые лица, так и другие работники, постоянная или временная деятель-рых связана с данным производством, а по ст. 217 УК РСФСР и соот-м статьям УК других союзных республик - любые виновные лица. При отграничении преступлений, предусмотренных ст.ст. 214 - 215 УК и соответствующими статьями УК других союзных республик, от :ий, предусмотренных ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями х союзных республик, следует в каждом конкретном случае исходить из производстве каких именно работ нарушены правила безопасности, ение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено водстве горных либо строительных работ, то содеянное должно роваться по ст.ст. 214 или 215 УК РСФСР и соответствующим статьям союзных республик. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что, если ;водстве горных или строительных работ должностными лицами нарушение правил охраны труда, которое хотя и не повлекло, но могло Щ собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, подлежит квалификации по ч. 1 ст. 140 УК РСФСР и соответствующим УК других союзных республик, если законодательством союзной

не предусмотрено иное, од «горными работами», указанными в ст. 214 УК РСФСР и соответст-Лтатьях УК других союзных республик, следует понимать работы по jy, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и от-Способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не X с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т. п.). При решении вопроса об отнесении тех или иных конкретных работ к горным необх0. димо исходить из смысла ст.ст. 28 - 32 Основ законодательства Союза РСФср и союзных республик о недрах.

Под «строительными работами» применительно к ст. 215 УК РСФСР и соот. ветствующим статьям УК других союзных республик следует понимать земляные каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, элек-тромошажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и Другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ре. монтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций тепло-снабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей, кроме аналогичных работ, указанных в первом абзаце настоящего пункта.

11.    Ответственность по ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в том случае, когда на взрывоопасных Предприятиях (цехах) нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий. При нарушении на тех же объектах иных правил охраны труда и безопасности работ содеянное в зависимости от должностного положения виновного, характера совершенных действий и наступивших последствий квалифицируется по ст.ст. 140, 214, 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик либо по тем статьям УК, которые предусматривают ответственность за должностные преступления или преступления против личности.

Под «нарушениями производственно-технической дисциплины», о которых говорится в ст. 216 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать отступление от порядка ведения производственных процессов, установленного технологическими требованиями режима работы оборудования, аппаратуры и приборов, обеспечивающих безопасность от взрывов.

12.    При рассмотрении дел о преступлениях, связанных со взрывами или опасностью взрывов на шахтах и других объектах горных работ, а также на стройках, суды должны учитывать, что в тех случаях, когда виновным нарушены правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий, содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям У* других союзных республик, а не как нарушение правил безопасности горных или строительных работ, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.

13.    Обратить внимание судов, что нарушения правил хранения, использовз ния, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехник ских изделий должны квалифицироваться по ст. 217 УК РСФСР и соответствУ0 щим статьям УК других союзных республик независимо от того, в какой отрзс ^ народного хозяйства и при производстве каких работ эти нарушения допушеН за исключением случаев, когда нарушения правил обращения с веществамии, представляющими повышенную опасность для окружающих, образу-[ение, предусмотренное ст. 2511 УК РСФСР и соответствующими |ни УК других союзных республик.

«правилами использования взрывчатых веществ или пиротехнических следует понимать правила (инструкции), регламентирующие безопасное е упомянутых веществ и изделий в промышленных или иных целях, в ю при производстве горных и строительных работ. >д «правилами использования радиоактивных веществ» имеются в виду регламентирующие безопасное применение этих веществ в атомной других отраслях народного хозяйства, в медицине, в исследователь-целях.

Если вследствие нарушения правил охраны труда или безопасности работ предусмотренные законом вредные последствия, то содеянное подле-ации по ст.ст. 140, 214 - 217 УК РСФСР и соответствующим статьям союзных республик только в тех случаях, когда вина в отношении этих 0?гаий была неосторожной.

" JC «иным тяжким последствиям», возможность наступления которых пре-а ч. 1 ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других республик, относятся как острые, так и хронические профессиональные и другие заболевания в результате нарушений правил промышленной' И или иных правил охраны труда.

ие «вред здоровью», предусмотренное ч. 1 ст. 214, ч. 1 ст. 215 УК и соответствующими статьями УК других союзных республик, предпола-иненне одному лицу менее тяжкого телесного повреждения или причине-му или нескольким лицам легких телесных повреждений с кратковремен-йством здоровья.

«тяжкими последствиями», предусмотренными ст.ст. 214 - 217 УК И соответствующими статьями УК других союзных республик, следует помимо гибели людей, причинение тяжких телесных повреждений хотя у человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам, причинение значительного материального ущерба государственной, ной организации или гражданам.

тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда или и работ одновременно наступили последствия, предусмотренные раз-ми одной и той же статьи УК, все эти последствия должны быть отра-Йриговоре. При этом действия виновного подлежат квалификации только Мсти статьи УК, которая устанавливает ответственность за более тяжкие

В необходимых случаях суды должны назначать по делам данной катего-:но-технические экспертизы, строго соблюдая при этом порядок их про-а, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством, этом следует иметь в виду, что по смыслу ст.ст. 67 и 1331 УПК РСФСР и зующих статей УПК других союзных республик технические инспек-'Да ЦК и советов профсоюзов и должностные лица органов Госгортех-*,Госатомэнергонадзора и других надзорных органов не могут привле-
решении вопроса об отнесении тех или иных конкретных работ к горным необх0. димо исходить из смысла ст.ст. 28 - 32 Основ законодательства Союза РСФср ^ союзных республик о недрах.

Под «строительными работами» применительно к ст. 215 УК РСФСР и соот. ветствующим статьям УК других союзных республик следует понимать земляные каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, элец! тромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и Другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ре. монтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций тепло-снабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей, кроме аналогичных работ, указанных в первом абзаце настоящего пункта.

11.    Ответственность по ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в том случае, когда на взрывоопасных предприятиях (цехах) нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий. При нарушении на тех же объектах иных правил охраны труда и безопасности работ содеянное в зависимости от должностного положения виновного, характера совершенных действий и наступивших последствий квалифицируется по ст.ст. 140, 214, 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик либо по тем статьям УК, которые предусматривают ответственность за должностные преступления или преступления против личности.

Под «нарушениями производственно-технической дисциплины», о которых говорится в ст. 216 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать отступление от порядка ведения производственных процессов, установленного технологическими требованиями режима работы оборудования, аппаратуры и приборов, обеспечивающих безопасность от взрывов.

12.    При рассмотрении дел о преступлениях, связанных со взрывами или опасностью взрывов на шахтах и других объектах горных работ, а также на стройках, суды должны учитывать, что в тех случаях, когда виновным нарушены правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий, содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РСФСР и соответствующим статьям У* других союзных республик, а не как нарушение правил безопасности горных или строительных работ, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.

13.    Обратить внимание судов, что нарушения правил хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или

пиротехнических изделий должны квалифицироваться по ст. 217 УК РСФСР и соответствуй щим статьям УК других союзных республик независимо от того, в какой отрас ^ народного хозяйства и при производстве каких работ эти нарушения допушеН j за исключением случаев, когда нарушения правил обращения с веществам"
(И, представляющими повышенную опасность для окружающих, образу-тение, предусмотренное ст. 2511 УК РСФСР и соответствующими 1И УК других союзных республик.

«правилами использования взрывчатых веществ или пиротехнических следует понимать правила (инструкции), регламентирующие безопасное <е упомянутых веществ и изделий в промышленных или иных целях, в ie при производстве горных и строительных работ.

да «правилами использования радиоактивных веществ» имеются в виду регламентирующие безопасное применение этих веществ в атомной се, других отраслях народного хозяйства, в медицине, в исследователь-ЦХ целях.

; Если вследствие нарушения правил охраны труда или безопасности работ предусмотренные законом вредные последствия, то содеянное подле-[жкации по ст.ст. 140, 214 - 217 УК РСФСР и соответствующим статьям IX союзных республик только в тех случаях, когда вина в отношении этих

была неосторожной. К «иным тяжким последствиям», возможность наступления которых пре-ia ч. 1 ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других республик, относятся как острые, так и хронические профессиональные и другие заболевания в результате нарушений правил промышленной 1И или иных правил охраны труда.

гие «вред здоровью», предусмотренное ч. 1 ст. 214, ч. 1 ст. 215 УК и соответствующими статьями УК других союзных республик, предпола-щнение одному лицу менее тяжкого телесного повреждения или причине-или нескольким лицам легких телесных повреждений с кратковремен-юйством здоровья.

«тяжкими последствиями», предусмотренными ст.ст. 214 - 217 УК I соответствующими статьями УК других союзных республик, следует помимо гибели людей, причинение тяжких телесных повреждений хотя (у человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам, причинение значительного материального ущерба государственной, юй организации или гражданам.

тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда или ги работ одновременно наступили последствия, предусмотренные раз-гямн одной и той же статьи УК, все эти последствия должны быть отра-1риговоре. При этом действия виновного подлежат квалификации только Шасги статьи УК, которая устанавливает ответственность за более тяжкие

В необходимых случаях суды должны назначать по делам данной катего->Но-технические экспертизы, строго соблюдая при этом порядок их про-

преду смотренный уголовно-процессуальным законодательством. ! этом следует иметь в виду, что по смыслу ст.ст. 67 и 1331 УПК РСФСР и дующих статей УПК других союзных республик технические инспек-УДа ЦК и советов профсоюзов и должностные лица органов Госгортех-Госатомэнергонадзора и других надзорных органов не могут привле-
каться в качестве экспертов или специалистов по делу, по которому они пров0 дили расследование обстоятельств несчастного случая. При необходимости эти лица могут быть допрошены в качестве свидетелей.

18.    При назначении наказания за указанные преступления суды наряду с другими обстоятельствами должны принимать во внимание характер допущен, ного нарушения правил охраны труда или безопасности работ, а также отношение виновного к соблюдению указанных правил до совершения преступления. В завц. симости от этого следует обсуждать вопрос о применении дополнительного нака-зания в виде лишения права занимать должности, связанные с ответственностью за соблюдение правил охраны труда и безопасности работ.

При назначении наказания в виде исправительных работ необходимо иметь в виду, что если оставление осужденного на прежней работе может привести к сни-женйю воспитательного или предупредительного значения наказания, то отбывание этого наказания надлежит назначать в местах, определяемых органами, ведающими исполнением исправительных работ.

19.    Судам следует решать вопрос о возмещении за счет виновных в нарушении правил охраны труда и безопасности работ материального ущерба, причиненного имуществу предприятий и организаций.

Если гражданский иск о возмещении такого ущерба по делу заявлен не был, суд на основании ст. 29 ч. 4 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик должен разрешить вопрос о его возмещении по собственной инициативе.

20.    Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным судам, судам автономных областей и округов периодически обобщать судебную практику по делам, связанным с нарушением правил охраны труда и безопасности работ, обращая особое внимание на выявление и устранение причин преступлений и способствовавших им условий.

Работу по обобщению судебной практики в необходимых случаях координировать с органами прокуратуры, юстиции, профсоюзными органами и органами государственного надзора.

21.    В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 мая 1967 г. №4 «0 практике рассмотрения судебных дел, связанных с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, и повышении роли судов в предупреждении эТИХ правонарушений».


 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017