Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Основным элементом налоговой системы являются экономические субъекты. Важнейшим содержанием их отношений с государством является перечисление в бюджет части доходов, полученных в процессе хозяйственной деятельности. Это перечисление носит характер налога и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Однако в рамках налоговых отношений экономические субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых представителей и налоговых посредников.

Важнейшим субъектом налоговых отношений является налогоплательщик, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Законодательное определение налогоплательщика содержится в ст.3 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К их числу Закон относит физические лица, юридические лица, иные категории плательщиков. В понятие "иные категории плательщиков" законы по отдельным видам налогов, в частности Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон "О налоге на добавленную стоимость" и др.), включают филиалы или иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и счет в банке, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц.

В экономически развитых странах по-разному решается вопрос об отнесении тех или иных лиц к налогоплательщикам. Например, в Швейцарии ими могут быть только лица (физические и юридические) или их объединения (семья). В ФРГ статус налогоплательщика могут иметь также филиалы.

Если налоговые отношения с юридическими и физическими лицами не представляют особых сложностей, то придание статуса налогоплательщика филиалу создает серьезные, порою тупиковые правовые проблемы.

Налоговые отношения являются имущественными и связаны с переходом права собственности на денежные средства, уплачиваемые государству в форме налога. Рассматривая филиал как субъект имущественных отношений, действующее налоговое законодательство России вступает в явное противоречие с гражданским законодательством. При этом ссылка на то, что налоговые отношения являются особенными и налоговое законодательство может самостоятельно по своему усмотрению определять субъектов этих отношений, несостоятельна. Налоговое право не является самодостаточным. Оно вторично по отношению к гражданскому праву: налоговые отношения возникают на основании и как последствие обстоятельств хозяйственной деятельности. Являясь внутренней составной частью юридического лица, филиал не ведет никакой самостоятельной хозяйственной деятельности, он не может иметь ни права собственности на какое-либо имущество, ни какие-либо иные имущественные права. Все эти права принадлежат самому юридическому лицу. Соответственно у филиала не может возникнуть и никаких имущественных обязанностей, в том числе налоговых, а следовательно, он не может быть налогоплательщиком. Эти обязанности возникают только у самого юридического лица, составной частью которого филиал является.

Невозможность придания филиалу статуса налогоплательщика дополнительно подтверждается при рассмотрении категории ответственности за налоговые правонарушения. При совершении такого правонарушения происходит раздвоение субъекта на налогоплательщика и субъекта ответственности.

Согласно абз.3 п.3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н, "организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".

Как видно, данной формулировкой государство предоставляет право организации совершить определенные действия (при соблюдении некоторых условий) и не налагает на нее никаких связанных с совершением этих действий обязанностей, в частности по согласованию и с налоговыми органами.

Поэтому следует признать, что проведение переоценки должно осуществляться на основании внутреннего документа организации, который может в том числе принять и форму приказа руководителя.

В отсутствие закона деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, помимо ГК РФ, регулируется указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими подзаконными актами.

Так, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 " О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"*(41) определяет имущественные права государственных унитарных предприятий, являющихся участниками таких групп. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469*(42) утверждено Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий. Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, действующих на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством, установлен постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1112*(43). Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(44) предусматривает обязанность унитарного предприятия ежегодно предоставлять бухгалтерскую отчетность органу, уполномоченному управлять государственным имуществом.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017