Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Впервые в рамках регулирования налоговых отношений законодатель предусматривает участие свидетеля. Статья 31 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

Свидетелем может быть любое физическое лицо, за исключением тех, которые не способны правильно воспринимать и воспроизводить обстоятельства в силу определенных особенностей, а именно:

в силу малолетнего возраста;

в силу физических недостатков;

в силу психических недостатков.

Наличие вышеперечисленных особенностей лица само по себе не является препятствием для вызова и привлечения его в качестве свидетеля. Однако если они являются причиной, из-за которой такое лицо не может правильно воспринимать и воспроизводить события, то становится невозможным привлечение его в качестве свидетеля. Законодательством не оговорено, кто должен решать, способно ли лицо выступать в качестве свидетеля или нет. Поскольку решение об участии свидетеля в рамках проведения налогового контроля принимается должностным лицом налогового органа, то и вопрос о том, способно ли лицо давать достоверные свидетельские показания, решается им же. Однако если у должностного лица налогового органа возникают сомнения по поводу правильности формирования процесса свидетельского показания, необходимо назначить судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу.

Привлекать ли в качестве свидетеля малолетнего и способен ли он в силу своего развития правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, также решается налоговым органом в каждом конкретном случае. В соответствии со ст.28 ГК РФ, а его термины, используемые в статьях Налогового кодекса, применяются в том же значении, что и в самом Гражданском кодексе (ст.11 НК РФ), малолетним признается лицо, не достигшее 14 лет. Налоговое законодательство не устанавливает особых требований к процедуре дачи показаний малолетним. Однако если возникает необходимость допроса малолетнего, должностное лицо налогового органа обязано придерживаться требований процессуального законодательства, а именно - производить допрос лица в возрасте до 14 лет с обязательным участием педагога, а в необходимых случаях - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (ст.173 ГПК РСФСР и ст.159 УПК РСФСР).

В соответствии со статьей 251 КоАП РСФСР, которая является общей нормой по отношению к ст.90 НК РФ, свидетель обязан явиться по вызову в указанное время и дать правдивые показания. Законодательством предусмотрены случаи, когда лицо вправе отказаться от дачи показаний. Имеются в виду такие случаи свидетельского иммунитета, как право священнослужителя не разглашать факты, которые стали ему известны на исповеди (п.11 ст.5 УПК РСФСР); право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст.51 Конституции РФ), и др.

По общему правилу свидетель подлежит вызову, т.е. сам обязан являться в налоговый орган для дачи показаний. Часть 4 ст.90 НК РФ предусматривает возможность получения свидетельских показаний по месту пребывания свидетеля, если свидетель не в состоянии явиться в налоговый орган вследствие болезни, старости, инвалидности, а также других уважительных причин. В таком случае в протоколе допроса свидетеля об этом целесообразно сделать отметку с указанием причины, из-за которой свидетель не может явиться в налоговый орган и поэтому подлежит допросу по месту пребывания.

Налоговый кодекс не устанавливает порядка вызова свидетеля в налоговый орган, поэтому остается неясным, будет ли свидетель вызываться повесткой (которая должна содержать ряд обязательных реквизитов и требует подписи лица, которому ее вручают), простым письменным уведомлением, телеграммой и т.п.

Законодатель также не регламентирует порядок допроса свидетеля. Единственное предъявляемое требование - это обязательное разъяснение свидетелю его прав и обязанностей, а также предупреждение об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, либо за дачу заведомо ложных показаний. Причем эти действия должны совершаться должностным лицом налогового органа до начала проведения допроса. В остальном, что касается процедуры допроса свидетеля, должностному лицу следует руководствоваться нормами процессуального права.

При проведении допроса свидетеля обязательно ведется протокол допроса. Требования, предъявляемые к составлению протокола, содержатся в ст.99 НК РФ. В соответствии с этой статьей свидетель имеет право прочитать протокол и сделать по нему замечания, подлежащие внесению в протокол либо приобщению к делу. Обязательным условием составления протокола является отметка о том, что свидетелю разъяснены его права и обязанности и он предупрежден об ответственности за совершение неправомерных действий, предусмотренных ст.128 НК РФ, а именно:

отказ от дачи показаний;

дача заведомо ложных показаний;

неявка либо уклонение от явки без уважительных причин.

В последнем случае наблюдается некоторое несоответствие между ст.90 и ст.128 НК РФ, так как в п.5 ст.90 говорится о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а в ст.128 предусматривается ответственность за отказ от дачи показаний либо за уклонение от явки по вызову налогового органа.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017