Совершаемые правонарушения весьма разнообразны и неоднородны. В зависимости от характера и степени общественной вредности их принято разделять на две основные группы — преступления и проступки. Такая классификация правонарушений имеет важное практическое значение, поскольку она обеспечивает эффективное и справедливое применение мер юридической ответственности в зависимости от тяжести и степени общественной вредности совершенного правонарушения.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
Преступления — это наиболее тяжкий вид правонарушений. Их отличительный признак — повышенная общественная вредность, не случай, но именуемая общественной опасностью. Преступления посягают на наиболее существенные общественные ценности, угрожают самым значимым интересам личности и общества.
Именно общественной опасностью преступлений обусловлена их строгая формальная определенность. В российской правовой системе действует принцип — нет преступления без указания на то в законе.
Все составы преступных деяний подробно описаны в одном законодательном акте — Уголовном кодексе РФ. В уголовном праве аналогия, то есть применение к нормативно не урегулированным отношениям правовых норм, регулирующих сходные правоотношения, не допускается. Если то или иное правонарушение не признано законодателем преступлением, оно не влечет применения мер уголовной ответственности — наказания.
При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Таковы, в частности, случаи похищения имущества небольшой стоимости — коробка спичек, килограмма яблок, карандаша, — формально подпадающие под признаки кражи, но не причинившие существенного вреда собственнику. В этом случае к правонарушителю может применяться иная, например административная или материальная, ответственность.
Все иные правонарушения, не отнесенные законодателем к преступлениям, называются проступками. Проступки — это виновные противоправные деяния, наносящие вред общественным интересам, но не являющиеся общественно опасными. Проступки, в свою очередь, классифицируются в зависимости от области общественных отношений, в которой они совершаются.
Административным правонарушением (проступком) признается виновное противоправное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Общественная вредность административных проступков состоит в том, что они, нарушая общеобязательные требования, дестабилизируют общественный порядок, мешают нормальной управленческой деятельности государственных органов, ущемляют права граждан.
К административным относятся правонарушения в области торговли и финансов, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения различных правил: на транспорте, в промышленности, санитарии и т. д.
В настоящее время составы административных правонарушений предусмотрены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и субъектов Российской Федерации.
Дисциплинарным проступком называется виновное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой или служебной дисциплины, невыполнение трудовых или служебных обязанностей работниками организаций или государственными служащими.
Эти правонарушения совершаются в сфере трудовых и служебных отношений и причиняют вред нормальному функционированию организаций.
Составы дисциплинарных проступков и меры ответственности за них — дисциплинарные взыскания — предусмотрены законодательством о труде и государственной службе, различными ведомственными актами. К дисциплинарным проступкам относятся, например, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, утрата служебных документов.
Гражданско-правовые нарушения — это противоправные деяния в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Они могут выражаться в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, нарушения имущественных и личных неимущественных прав (например, права собственности, авторских прав), в форме причинения вреда имуществу или личности.
Общественная вредность этого вида правонарушений состоит в том, что они дезорганизуют нормальный гражданский оборот, препятствуют осуществлению гражданами и организациями их гражданских прав, наносят материальный и моральный ущерб субъектам гражданских правоотношений.
Особенностью гражданско-правовых нарушений является то, что они могут нарушать не только непосредственно предписания нормативных правовых актов, но и не противоречащие закону условия договоров. Такое понятие признака противоправности этого вида правонарушений обусловлено тем, что гражданское законодательство содержит большое количество дисиозитивных норм, допускающих определение прав и обязанностей участников гражданского оборота но взаимному соглашению.
Единственное требование в данном случае — согласованные сторонами, но не предусмотренные законом условия договоров должны соответствовать обязательным нормам и общим принципам гражданского законодательства.
Налоговые правонарушения — новый вид правонарушений, получивший свое законодательное определение в 1999 г.
В правовой науке существует мнение, что налоговые правонарушения — это разновидность административных проступков. Вместе с тем представляется, что сегодня с учетом специфики налоговых правоотношений налоговые правонарушения могут быть выделены именно как отдельный вид правонарушений.
Налоговые правонарушения — это нарушения норм законодательства о налогах и сборах, отрасли законодательства, регулирующей исключительно правоотношения в сфере налогообложения.
В течение нескольких лет, начиная с момента создания российской налоговой системы, считалось, что для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной налоговым законодательством, достаточно установить только факт нарушения налоговых законов. При этом субъективная сторона налогового правонарушения, то есть виновность налогоплательщика, фактически не принималась во внимание.
Впрочем, это объясняется тем, что в налоговом законодательстве, устанавливающем меры налоговой ответственности, само понятие «налоговое правонарушение» и его признаки не раскрывались.
Впервые определение данному виду правонарушений было дано Конституционным Судом РФ. В его Постановлении от 17.12.96 № 20-П указывалось, что налоговое правонарушение есть предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ была воспринята законодателем и нашла свое отражение в части первой Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 г., где налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Все составы налоговых правонарушений зафиксированы только в одном специальном документе — Налоговом кодексе РФ, регулирующем исключительно отношения в сфере налогообложения. Никто не может быть привлечен к налоговой ответственности за деяния, не указанные в Налоговом кодексе РФ как налоговые правонарушения.
Законодательное закрепление всех элементов состава налогового правонарушения имеет большое значение не только для правовой науки, но и для правоприменительной практики. Оно позволяет в каждом конкретном случае соотнести фактическое поведение субъекта с правовыми нормами, дать правильную квалификацию его поведению и, соответственно, решить вопрос о применении или неприменении мер налоговой ответственности.
Налоговым кодексом РФ установлен специальный порядок привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, который значительно отличается от порядка привлечения к административной ответственности. Различаются, в частности, сроки давности привлечения к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налоговых и административных правонарушениях. Элементы состава налогового правонарушения и отдельные виды налоговых правонарушений будут подробно охарактеризованы нами в главах 7 и 8.