Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Непосредственным объектом противоправного посягательства являются интересы государства в сфере учета налогоплательщиков. Поскольку государство заинтересовано в достоверных сведениях о количестве своих налогоплательщиков, а также об их имущественном положении, имеющем существенное значение для налогообложения, оно наказывает налогоплательщика, должным образом не исполняющего установленную Налоговым кодексом РФ обязанность встать на налоговый учет.

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, то есть в неисполнении налогоплательщиком обязанности, установленной ст. 83 НК РФ, подать в соответствующий налоговый орган заявление о постановке на учет в течение:

— 10 дней после государственной регистрации организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

— 10 дней после выдачи частным нотариусам, частным детективам, частным охранникам лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность;

— 30 дней со дня регистрации недвижимого имущества или транспортных средств, принадлежащих организации;

— одного месяца после создания обособленного подразделения организации.

Необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ является нарушение им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно ст. 83 НКРФ.

Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации о привлечении ее к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения, установленного п. 4 ст. 84 НК РФ. Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст. 83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ, поэтому в данном случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2000 № КА-А40/2195-00).

Размер штрафа за нарушение срока постановки на учет увеличивается с 5000 рублей до 10 000 рублей, если бездействие носит продолжительный характер, то есть просрочка превышает 90 дней.

Напомним, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало (ст. 6.1 НК РФ). В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Например, организация зарегистрирована 26 октября 2000 г. Десять дней, установленных для подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения, истекают в 24 часа 5 ноября 2000 г. Однако в данном случае последний день срока падает на нерабочий день — воскресенье, два следующих за ним дня — 6 и 7 ноября 2000 г. — также являются выходным и праздничным соответственно. Следовательно, последний день срока для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения организации — 8 ноября 2000 г. Просрочка в рассматриваемой ситуации составит более 90 дней, если заявление не будет подано в период с 9 ноября 2000 г. по 6 февраля 2001 г. включительно.

Согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Как видим, Налоговый кодекс РФ предусматривает учет субъектов налогообложения — налогоплательщиков, а не объектов налогообложения — недвижимого имущества,, транспортных средств. Поэтому представляется, что не могут применяться меры ответственности, предусмотренные ст. 116 НК РФ, к налогоплательщику, уже вставшему на учет в конкретном налоговом органе по одному из перечисленных в ст. 83 НК РФ оснований, если он повторно не становится на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Субъектами данного правонарушения могут быть организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками в соответствии со статьями 11 и 19 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ налоговый учет по месту жительства физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, производится на основании информации, предоставляемой соответствующими органами, в частности, органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Таким образом, законом не предусмотрена обязанность физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, подавать в налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет по месту жительства. Естественно, что лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение обязанности, которая у него отсутствует. Поэтому физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 83 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физического лица (как признаваемого индивидуальным предпринимателем, так и не являющегося таковым) по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, производится на основании информации, представляемой органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию такого недвижимого имущества.

Следовательно, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности по ст. 116 НК РФ только по одному основанию — нарушение сроков для подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту жительства.

Для привлечения организации к ответственности за нарушение сроков ее постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика по основаниям иным, чем постановка на учет по месту нахождения, она, как субъект правонарушения, должна обладать дополнительными признаками:

— иметь в своем составе обособленные подразделения, или

— иметь в собственности подлежащее налогообложению и государственной регистрации недвижимое имущество, или

— иметь транспортное средство, подлежащее налогообложению и соответствующей регистрации.

Так, очевидно, что организация, не имеющая подлежащей налогообложению и государственной регистрации недвижимости, не может быть привлечена к ответственности за нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимости.

В данном случае отсутствует необходимый элемент состава правонарушения — субъект, а значит, и само правонарушение.

Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако умышленная форма вины в данном составе правонарушения не является отягчающим обстоятельством и не влияет на размер ответственности.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017