Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Для юридических лиц /  Ведение дел в Арбитражных судах /  Налоговые споры /  Полезные статьи /  Налоговые правонарушения /  ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ /  Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Объект данного правонарушения совпадает с объектом посягательства при совершении деяния, предусмотренного ст. 122 НК РФ.

Субъектами правонарушения могут быть только налоговые агенты — организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет. К налоговым агентам относятся, например, работодатели, выплачивающие заработную плату работникам, организации, выплачивающие доход иностранным юридическим лицам, хозяйственные общества, выплачивающие дивиденды акционерам и участникам.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговым агентом обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Исходя из содержания этих обязанностей, зафиксированных в ст. 24 НК РФ, можно говорить, что ответственность по ст. 123 НК РФ наступает, только если налоговый агент имел реальную возможность удержать из дохода, выплачиваемого налогоплательщику, и перечислить налог в полном объеме, но не удержал и не перечислил, либо удержал, но не перечислил подлежащий удержанию налог в бюджет полностью или частично.

Налог удерживается из средств, причитающихся налогоплательщику, и перечисляется в бюджет в денежной форме. Таким образом, если в распоряжении налогового агента нет источника для удержания налога, то есть денежных средств, принадлежащих налогоплательщику, объективная возможность удержать и перечислить налог отсутствует. Примером таких ситуаций являются передача дохода в натуральной форме, возникновение дохода в виде материальной выгоды, принудительное взыскание с налогового агента средств, причитающихся налогоплательщику.

Налоговый агент не обязан перечислять налог, не удержанный с налогоплательщика по причине отсутствия денежных средств, выплачиваемых последнему, из собственных средств. Следовательно, на налогового агента при таких обстоятельствах не может возлагаться ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ. Однако, если налоговый агент реально не может удержать налог, он обязан в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена как в форме умысла (например, неперечисление удержанного налога при наличии достаточных денежных средств на банковском счете налогового агента), так и в форме неосторожности (например, неполное перечисление сумм налога вследствие арифметической ошибки при его исчислении). Однако форма вины не влияет на размер штрафа.

Заметим, что ст. 123 НК РФ предусматривает взыскание с налогового агента только штрафа в размере 20% от не перечисленной в бюджет суммы налога, подлежащего удержанию из средств налогоплательщика.

Не может быть взыскана с налогового агента собственно сумма налога, не удержанная им с налогоплательщика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.01.2000, дело № Ф04/148-925/А45-99, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2000, дело № 2056).

Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с настоящим Кодексом, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Непосредственным объектом правонарушения в данном случае является предоставленное ст. 91 НК РФ должностным лицам налоговых органов право доступа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.

Субъектами правонарушения могут быть организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или налоговыми агентами, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями виновного лица, которые направлены на воспрепятствование только законному доступу должностных лиц. В противном случае действия лица, не допускающего должностных лиц проверяющих органов на свою территорию или в свое помещение, не могут повлечь применения мер ответственности по ст. 124 НК РФ.

Доступ должностных лиц налоговых органов на служебную территорию или в служебное помещение налогоплательщика или налогового агента считается правомерным при условии предъявления ими:

— служебного удостоверения и

— решения руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки.

При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных документов требование о доступе, высказываемое должностным лицом налогового органа, является неправомерным и налогоплательщик или налоговый агент вправе его не исполнять.

Для доступа проверяющих в жилые помещения кроме вышеуказанных документов требуется:

— согласие проживающих в них физических лиц, либо

— специальное на то указание в федеральном законе, либо

— судебное решение.

При оценке конкретного деяния, выразившегося в воспрепятствовании доступу должностных лиц, как противоправного следует, на наш взгляд, учитывать также общие условия правомерности проведения выездных налоговых проверок, в рамках которых, исходя из смысла ст. 91 НК РФ, у должностных лиц налогового органа возникает право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента.

Например, налоговый орган в марте 2000 г. провел выездную проверку организации по налогу на прибыль за период с 1 января 1998г. по 31 января 1999 г. По указанию руководителя организации охрана в декабре 2000 г. не пустила в офис представителя этого же налогового органа, имеющего и служебное удостоверение, и решение о проведении проверки, поскольку из решения усматривалось, что проверка будет проводиться по налогу на прибыль за период с 1 января 1998 г. по 31 января 1999 г. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Поэтому, как представляется, в данном случае действия организации, направленные на воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа в помещение, нельзя признать незаконными.

С точки зрения субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно с целью создать препятствия должностным лицам в проведении выездной налоговой проверки.

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017