Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Для физических лиц /  Жилищные дела /  Судебная практика по жилищным делам /  о взыскании переплаченных сумм за коммунальные услуги

о взыскании переплаченных сумм за коммунальные услуги


Наш телефон +7-905-5555-200

 

Дело № ... ... 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:

председательствующего судьи Ивановой Ю.В.

при секретаре Столяровой Я.Д.

с участием:

-истца Дунаева Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дунаева Николая Алексеевича о признании недействующими письма Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 16.09.2008 года № 2-2588/08; Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 18.03.2009 года № 42-Р,

установил:

         Дунаев Н.А. обратился в судебный участок № 200 Санкт-Петербурга с иском к ... «Ж № ... ...» Санкт- Петербурга о взыскании переплаченных сумм за отопление, за техобслуживание и ремонт лифта, за электроснабжение на общедомовые нужды, за холодное водоснабжение на общедомовые нужды за 2009 год, штрафа в размере 50 % от суммы присужденной судом за несоблюдение в добровольном порядке требований и признании неправомерными и отмене схем и расчетов, применяемых ... «Ж ... ...» при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги с ... года и с ... года л.д....).

         Определением мирового судьи судебного участка № ... Санкт- Петербурга от ... года исковые требования Дунаева Н.А. к ... «Ж № ... ...» Санкт- Петербурга с привлечением в качестве третьего лица Комитета по тарифам Санкт- Петербурга и СПб ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о признании неправомерными и отмене схемы и расчетов, применяемых ... «Ж № ... ...» Санкт- Петербурга при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги с ... года и с ... года выделены в отдельное производство и направлены по подсудности в Дзержинский районный суд Санкт- Петербурга л.д....).

         В ходе рассмотрения дела истец порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные исковые требования, не изменив круг лиц, участвующих в деле, и просил признать недействующими Письмо Жилищного комитета Санкт- Петербурга от 16.09.2008 года № 2-2588/08, Распоряжение Жилищного комитета от 18.03.2009 года № 42-р, признать неправомерными действия ... «Ж ... ...» Санкт- Петербурга по повышению истцу квартплаты за обслуживание лифта с  ... года и по введению коэффициента за холодную воду с ... года по ... года л.д. ...).

Решением Дзержинского районного суда города Санкт- Петербурга от ... года в удовлетворении иска Дунаева Н.А. отказано л.д....).

         Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ... года решение суда в части отказа Дунаеву Н.А. в иске о признании недействующими письма Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 16.09.2008 года № 2-2588/08; Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 18.03.2009 года № 42-Р отменено в связи с не привлечением в качестве ответчика Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга и дело в этой части направлено на новое рассмотрение, в остальной части решение оставлено без изменения л.д....).

         В порядке ст. 39 ГПК РФ Дунаев Н.А. уточнил исковые требования, просит признать недействующими письма Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 16.09.2008 года № 2-2588/08; пункт 2.3. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 18.03.2009 года № 42-Р по тем основаниям, что оспариваемые письмо и распоряжение официально не опубликованы; утверждены лицом, не имеющим на то полномочий;  противоречат распоряжению Комитета по тарифам Санкт- Петербурга; не содержат порядок расчета при отсутствии приборов учета; нарушают право истца оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, на основании оспариваемых письма и распоряжения ... «Ж №» ... ...» увеличил плату за отопление и электроэнергию л.д....).

         В судебном заседании истец иск поддержал.

         Представитель ответчика Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, документов об уважительной причине неявки не представил и об отложении дела не просил; представил отзыв на иск, в которых исковые требования не признает по тем основаниям, что оспариваемые истцом письмо и распоряжение не являются нормативными правовыми актами, не нарушают прав и законных интересов истца, касаются подведомственных ответчику организаций, которым указано привести расчет льгот в соответствие действующему законодательству л.д. ...).

         В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит уточненный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Дунаев Н.А. является собственником трехкомнатной квартиры ... дома ... по ул. ... в г. ..., в которой зарегистрировано 3 человека; является ветераном труда л.д....). Дом № ... по ул. ... в г. ... обслуживает ... «Ж № ... ... района ...» л.д. ...). Начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги производит ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» л.д....).

Пунктом 2.3. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 18.03.2009 года № 42-Р предписано ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» производить начисление платежей по услуге «электроснабжение на общедомовые нужды»  и «электроснабжение» по каждому многоквартирному дому на основании обращения управляющих многоквартирными домами организаций, ТСЖ, ЖКС, ЖК после предоставления ими необходимых данных для расчета начислений л.д. ...).

В соответствии с Порядком предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальным услугам, являющимся приложением к Письму от 16.09.2008 года № 2-2588/08 Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга, размер мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и тепловой энергии на отопление жилых помещений, предоставляемых инвалидам, проживающим совместно с членами их семьи, рассчитывается исходя из доли  (размера) площади жилого помещения, занимаемой гражданами (пункт 2.2.); при наличии приборов учета коммунальных услуг размер мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам, проживающим совместно с членами их семьи, рассчитывается исходя из доли (объема) коммунальных услуг, потребляемых непосредственно гражданином (пункт 2.3); меры социальной поддержки на оплату тепловой энергии на отопление жилого помещения сверх нормативной жилой площади жилого помещения не предоставляются (пункт 1.1.); установлена формула расчета размера меры социальной поддержки по оплате тепловой энергии на отопление жилых помещений (пункт 1,л.д. ...).

         В соответствии с п. 3 ст.46 Устава Санкт- Петербурга, принятым Законодательным Собранием Санкт- Петербурга 14.01.1998 года, Жилищный комитет, как исполнительный орган государственной власти Санкт- Петербурга издает следующие правовые акты:

- распоряжения - нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции соответствующего органа, издаваемые в случаях, установленных федеральными законами, законами Санкт- Петербурга, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, правовыми актами Правительства Санкт- Петербурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции данного органа;

-приказы - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам внутренней организации работы соответствующего органа.

         Согласно пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

         Как следует из Порядка предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальным услугам, являющегося приложением к Письму от 16.09.2008 года № 2-2588/08 Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга, л.д....) и объяснений представителя ответчика л.д....), оспариваемое Письмо и Распоряжение не отвечают указанным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации признакам нормативного правового акта, так как письмо не было утверждено соответствующим распоряжением Жилищного комитета и им не устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, является методическими рекомендациями; Распоряжение адресовано в ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства».

         Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с Законом Санкт- Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт- Петербурге» от 24.11.2004 № 589-79, изданного во исполнение ФЗ «О ветеранах», ветеранам труда предоставлялись льготы в размере 50%:

-по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы), в том числе членам семей указанных лиц, совместно с ними проживающим;

-по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) -  непосредственно носителю льготы.

         Указанным Законом установлены льготы по оплате коммунальных услуг для данной льготной категории в пределах нормативов потребления коммунальных услуг в полном соответствии с действующим федеральным законодательством.

         Норматив потребления тепловой энергии на отопление отдельных квартир установлен распоряжением губернатора Санкт- Петербурга от 28.12.1999 № 1388-р «Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления» исходя из общей площади жилого помещения, для которой допускается ограничение пределами социальной нормы площади жилья.

         В соответствии со статьей 5 Закона Санкт- Петербурга от
11.07.2005 № 403-48 «О региональных стандартах в жилищной сфере» к
правоотношениям, связанным с применением социальной нормы площади жилья, применяются соответствующие региональные стандарты нормативной площади жилого помещения.

         Оспариваемым Письмом Жилищным комитетом указано подведомственным организациям привести расчёт льгот в соответствие действующему законодательству с 01.09.2009 года, какие-либо правовые нормы, а также права и обязанности неопределенного круга лиц им не установлены, порядок предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг разработан Жилищным комитетом Санкт- Петербурга в пределах полномочий Жилищного комитета, прав заявителя не нарушает и не противоречит законодательству Российской Федерации.

         Из письменных возражений ответчика следует, что увеличение суммы оплаты за потребление тепловой энергии произошло в связи с тем, что расчет платежей был приведен в соответствие с действующим законодательством - до января 2009 года льгота в размере 50 % рассчитывалась с учетом членов семьи истца, которые этой льготой не обладали, а с января 2009 года указанная льгота в полном соответствии с Законом Санкт- Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт- Петербурге» от 24.11.2004 № 589-79 предоставлялась в 2009 году только истцу как непосредственному носителю льготы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг л.д....).

         Порядок предоставления гражданам коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307.

         Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/107 даны разъяснения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 в части порядка платы за коммунальные услуги. Таким образом, в соответствии с требованиями Правил количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

         Комитет по тарифам Санкт- Петербурга в соответствии с  разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации при установлении тарифов на жилищные услуги с 01.08.2008 года вывел из состава платы за «содержание общего имущества в многоквартирных домах» затраты на приобретение электрической энергии, используемой на освещение мест общего пользования и работу электрического оборудования в многоквартирных домах (информационное письмо от 04.08.2008 № 01-22-1392/08-0-0). До 01.08.2008 года расход электроэнергии на общедомовые нужды был включен в состав платы за «содержание общего имущества многоквартирного дома».

         Распоряжением Жилищного комитета от 18.03.2009 № 42-р внесено изменение в распоряжение Жилищного комитета от 02.10.2006 № 101-р «Об утверждении формы платежного документа «Счет» за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги» в части структуры платежного документа «Счет».

         Начиная с апреля 2009 года, начисление платежей за электроснабжение производится на основании обращений управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК после предоставления ими необходимых данных для расчета начислений в  ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», который осуществляет расчет платы за электроснабжение с последующим включением в счета граждан.

Правильность начисления истцу расчетом по коммунальным услугам установлена решением Дзержинского районного суда города Санкт- Петербурга от ....2010 года и  определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ...2010 года л.д....).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Оспариваемое Письмо и Распоряжение приняты во исполнение действующего законодательства для расчета платежей и отражения их в квитанции «Счет», не устанавливают для истца каких-либо правил и ограничений, не устанавливают дополнительных обязанностей и не лишают права на льготы и потому иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Дунаева Николая Алексеевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Дзержинский районный суд города Санкт- Петербурга в течение 10дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято ... 2010 года

Судья:

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017