ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПЕРЕДАЧИ СУДАМИ ДЕЛ И МАТЕРИАЛОВ НА РАССМОТРЕНИЕ ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ
от 9 апреля 1965 г.
(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума №9 от 21 сентября 1977г.
и Ns 7 от 26 апреля 1984 г,)
Обсудив состояние работы судов по передаче дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов, Пленум Верховного Суда СССР находит практику судов в основном правильной. Деятельность судов осуществляется в соответствии с уголовным и гражданским законодательством и законодательством о судопроизводстве, Положениями о товарищеских судах, а также принятыми в последнее время указами Президиумов Верховных Советов союзных республик, расширившими перечень правонарушений, материалы о которых могут рассматриваться товарищескими судами.
Изучение практики передачи дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов показало, что расширение прав активизировало деятельность товарищеских судов в борьбе с правонарушениями, повысило их роль в деле воспитания граждан в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, в охране законных интересов трудящихся. В соответствии с задачами дальнейшего расширения участия общественности в борьбе с правонарушениями и антиобщественными проступками суды оказывают необходимую правовую помощь товарищеским судам, содействуя правильной организации их работы.
Наряду с этим Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды еще недостаточно используют предоставленное им право передавать на рассмотрение товарищеских судов дела о совершенных лицами деяниях, содержащих признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и материалы об административных проступках и гражданско-правовых спорах, недооценивая тем самым воспитательное значение общественного воздействия.
В то же время при передаче дел и материалов в товарищеские суды не всегда правильно оценивается характер совершенного деяния и личность нарушителя. В товарищеские суды иногда направляются дела и материалы, не относящиеся к их компетенции либо по характеру правонарушения и данным о личности нарушителя требующие применения мер уголовного наказания или административного взыскания.
Не разъясняется в предусмотренных законом случаях право обжалования принятого судьей или судом решения о направлении дела, материала или заявления на рассмотрение товарищеского суда, которые иногда направляются до истечения срока на подачу жалобы.
Во многих судах не ведется надлежащего учета направленных в товарищеские суды дел и материалов, а также отсутствуют данные о результатах их рассмотрения.
В ряде случаев народные судьи выдают исполнительные листы лишь по ]иям решений товарищеских судов без изучения материалов дела, не реагина выявленные нарушения закона.
Все еще недостаточно привлекаются к работе по оказанию помощи товарищеским судам народные заседатели.
.4 s Суды редко ставят перед исполнительными комитетами местных Советов эдных депутатов, профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, ганизаций, осуществляющими руководство товарищескими судами, а также вышестоящими органами вопросы об улучшении деятельности товарище-0CHX судов.
Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные и ^окружные суды редко обобщают практику передачи дел и материалов на ^вссМотрение товарищеских судов, недостаточно оказывают помощь народным в улучшении организации их работы, слабо распространяют положительный опыт.
- Пленум Верховного Суда СССР постановляет: ■Щ-У- 1. Обратить внимание судов на то, что их деятельность по передаче на рассмотрение товарищеских судов дел о деяниях, содержащих признаки преступ-лений, не представляющих большой общественной опасности, и других правонарушениях должна способствовать эффективной борьбе с правонарушениями, Дальнейшему укреплению правопорядка. В соответствии с этим оказание систематической правовой помощи товарищеским судам необходимо рассматривать как важнейшую задачу судов, составную часть их работы. Щ Суды должны поддерживать постоянную связь с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и профсоюзными органами, ставить перед ними вопросы, вытекающие из деятельности товарищеских судов, содействовать устранению недостатков в их работе (в ред. постановления Пленума № 7 Ш 26 апреля 1984 г.).
|г<ц 2. При передаче на рассмотрение товарищеских судов дел, заявлений и Материалов суды должны строго руководствоваться соответствующими нормами Ойюв уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ ^Головного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, УК и УПК союзных республик, Положениями о товарищеских судах, всесторонне оценивать ^врактер совершенного правонарушения, личность нарушителя, обсуждать йЬпрос о возможности исправления его с помощью мер общественного воздейст-jP. применяемых товарищескими судами (в ред. постановления Пленума № 9 от W сентября 1977 г.).
3. Прекращая уголовное дело в порядке ст. 7 УПК РСФСР и соответствующий статей УПК других союзных республик в связи с передачей его в товарище-ЯКИй суд, суды должны соблюдать требования ст. 51 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, а также иных законодательных актов, которыми предусмотрена возможность рассмотрения дел товарищескими судами. . В случае прекращения дела в товарищеский суд направляется все дело, а ес-т по делу привлечено несколько обвиняемых и оно прекращено только в отно-
шении некоторых из них, то выделяется материал, касающийся этих лиц, и направляется вместе с копией определения суда в товарищеский суд.
4. Прекращая дело о деянии, содержащем признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, с передачей его в товарищеский суд, суд выносит об этом определение. Передавая в товарищеский суд материалы об административных правонарушениях, судья выносит мотивированное постановление, а по гражданско-правовым спорам - определение. При этом в товарищеский суд направляются все документы, относящиеся к совершенному правонарушению или гражданско-правовому спору (в ред. постановлений Пленума №9 от 21 сентября 1977 г. и № 7 от 26 апреля 1984 г.).
5. Суд или судья при направлении дела, материала или заявления в товарищеский суд не вправе предрешать выводы, к которым может прийти товарищеский суд в результате рассмотрения дела.
6. Бели товарищеский суд признает необходимым привлечь правонарушителя к уголовной ответственности и направить дело в народный суд, последний должен принять его к своему производству в случаях, когда из поступивших материалов усматриваются признаки преступления, по которому не требуется проведение дознания или предварительного следствия.
7. Разъясняя сторонам их право обратиться за разрешением спора в товарищеский суд (ст. 141 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик), судья должен учитывать, что товарищеские суды могут рассматривать лишь те гражданско-правовые споры, которые предусмотрены Положениями о товарищеских судах. При этом споры о разделе имущества колхозного двора и выделе из колхозного двора, о разделе имущества между супругами могут быть переданы на рассмотрение товарищеского суда независимо от цены иска.
8. Разъяснить, что гражданско-правовые споры, которые в связи с Положениями могут рассматриваться товарищескими судами, согласно ст. 4 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик подведомственны и народным судам. В связи с этим гражданское дело, принятое народным судом к своему производству с соблюдением правил о подсудности и правильно им разрешенное, не подлежит прекращению вышестоящим судом только по тем мотивам, что оно могло быть рассмотрено в товарищеском суде.
9. Если при рассмотрении имущественного или другого гражданско-правового спора товарищеский суд придет к выводу, что дело ввиду его сложности не может быть им разрешено, и передаст его в народный суд, то последний, если дело подведомственно народному суду, должен принять такое дело к своему производству.
10. Признан утратившим силу постановлением Пленума №9 от 21 сентября 1977 г.
11. Решая вопрос о выдаче исполнительного листа для принудительного исполнения решения товарищеского суда, народный судья обязан проверить законность и обоснованность этого решения. Признав решение не основанным на законе, народный судья отказывает в выдаче исполнительного листа и сообщает об этом соответственно исполнительному комитету Совета народных депутатов
Щй профсоюзному комитету предприяггия, учреждения, организации, а также «даариидескому суду с указанием на допущенные при рассмотрении дела ошибки.
Постановление о выдаче исполнительного листа или об отказе в этом может ||$гсь пересмотрено в порядке судебного надзора.
Бели товарищескому суду компетентным органом предложено вторично рассмотреть дело, то исполнительное производство, начатое на основании (Первоначального решения товарищеского суда, прекращается.
В случае вынесения при вторичном рассмотрении дела иного решения держанные на основании исполнительного листа суммы подлежат возврату по определению судьи (вред. постановления Пленума № 7 от 26 апреля 1984 г.).
s 12. В народных судах установить надлежащий учет направленных на рассмотрение товарищеских судов дел, материалов и заявлений, а также результатов их рассмотрения.
, 13. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским и окружным судам систематически изучать и обобщать практику передачи судами дел и материалов на рассмотрение товарищеских судов, изучать состояние работы по оказанию помощи товарищеским судам и принимать меры к устранению имеющихся недостатков.