ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР 'ДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПОСЯГАТЕЛЬСТВЕ НА », ЗДОРОВЬЕ И ДОСТОИНСТВО РАБОТНИКОВ МИЛИ-I, НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В С ВЫПОЛНЕНИЕМ ИМИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Щ сентября 1991 г.
(вред, постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г.)
Обсудив практику применения судами Российской Федерации законодательное ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сов милиции, народных дружинников и военнослужащих, выполняющих юсти по охране общественного порядка, Пленум отмечает, что болынин-К.дел этой категории рассматривается судами в строгом соответствии с требо-ш закона.
Вместе с тем в этой деятельности судов имеются недостатки. Некоторые недооценивают общественную опасность указанных правонарушений, серь-осложняющих работу милиции, народных дружин и военнослужащих по ох-|обицественного порядка и обеспечению покоя и безопасности граждан, с Отдельные суды испытывают затруднения в правильном отграничении прежний, предусмотренных ст.ст. 1911, 1912, 1921 УК РСФСР, от преступлений личности или хулиганства; допускаются ошибки при квалификации дей-t, образующих реальную совокупность нескольких преступлений. Не всегда с достаточной полнотой исследуются в судебном заседании мате-рассматриваемых дел. Встречаются случаи поверхностного выяснения 1ьств совершенного преступления, имеющих определяющее значение для ьной квалификации действий виновного и назначения ему справедливогоИмеются факты, когда суды при наличии к тому оснований не выносят частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений.
Не все судьи предъявляют должную требовательность к качеству представляемых материалов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165 КоАП РСФСР, допускают их поверхностное рассмотрение.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что правильное и своевременное рассмотрение дел о посягательствах на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка является одним из важнейших условий реального обеспечения их правовой защищенности, укрепления законности и правопорядка.
> 2. При рассмотрении каждого дела данной категории судам необходимо иметь в виду, что ответственность за преступления, предусмотренные ст.ст. 191 1912, 1921 УК РСФСР, наступает при условии, если виновный сознавал, что им совершается посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работника милиции либо народного дружинника соответственно при исполнении или в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка. Это в равной степени необходимо учитывать и по делам об оказании сопротивления военнослужащим или их оскорблении. Ответственность по названным статьям наступает независимо от того, находился работник милиции или народный дружинник на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечению преступления.
3. В случае, если преступные действия, выразившиеся в оскорблении либо посягательстве на жизнь работника милиции или народного дружинника, совершены не во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка, а после этого - из мести за выполнение указанных обязанностей, содеянное, при наличии к тому оснований, следует квалифицировать соответственно по сг.ст. 192', 1912 УК РСФСР. . j
4. Разъяснить судам, что для квалификации действий виновного по ст. 192 УК РСФСР не имеет значения, было ли им нанесено оскорбление работнику милиции, народному дружиннику или военнослужащему публично либо в отсутствие других лиц.
5. Обратить внимание судов на то, что хулиганские действия, сопряженные с сопротивлением работнику милиции или народному дружиннику при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, в том числе и соединенные с насилием или угрозой его применения в отношении этих лиц, полностью охватываются диспозицией ч. 2 ст. 206 УК РСФСР и дополнительной квалификации по другим статьям УК не требуют.
Аналогично должен решаться вопрос о квалификации хулиганских действий, если они были сопряжены с оказанием сопротивления военнослужашемУ' выполнявшему возложенные на него обязанности по охране общественного порядка, за исключением случаев, когда виновный в совершении хулиганских ДеИ'>же являлся военнослужащим. Тогда содеянное им следует дополнительно щировать по ст. 240 УК РСФСР.
I избежание ошибок при квалификации противоправных действий следует иметь в виду, что мелкое хулиганство, влекущее административную ответ-гь и связанное с сопротивлением работнику милиции или народному 1нику при исполнении ими обязанностей по охране общественного поряд-должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР. Такие действия в «ости от характера оказанного сопротивления надлежит квалифицировать
гвующей статье Уголовного кодекса. В тех случаях, когда посягательство на жизнь, здоровье или достоинство книна совершено в связи с исполнением им обязанностей по охране обще-foro пЪрядка, но потерпевший исполнял эти обязанности не в качестве на-|>Гй дружинника, а члена какого-либо иного добровольного объединения или виной организации, совершенные в отношении него противоправные следует квалифицировать не по ст.ст. 1911912, 1921 УК РСФСР, а в за-ги от обстоятельств дела - по п. «в» ст. 102 и ст.ст. 191, 192, 193 или статьям УК РСФСР. Ц, Обратить внимание судов на недопустимость как предвзятого отношения кзаниям работников милиции, народных дружинников и военнослужащих 1м этой категории, так и их неоправданной переоценки. Показания этих 1жны оцениваться судом наравне и в совокупности со всеми иными дока-зами по делу, полученными в установленном законом порядке.
По каждому делу данной категории судам необходимо выяснять, были ли (Ыми действия работников милиции, народных дружинников либо воен-сащих при исполнении возложенных на них обязанностей по охране обще-юго порядка. В случае установления факта незаконности их действий суд, 1ичии к тому оснований, должен решить вопрос о квалификации содеян-рЮдсудимым по соответствующей статье Уголовного кодекса, предусматри-
ответственность за преступление против личности, щ. Поскольку под посягательством на жизнь работника милиции или народ-I дружинника в связи с выполнением ими обязанностей по охране общест-порядка понимается убийство либо покушение на убийство этих лиц, Следует в соответствии со ст. 314 УПК РСФСР обосновывать в приговоре эвленный по делу характер вины, учитывая при этом, что убийство указан-|Ц совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, а покушение на зо - лишь с прямым умыслом. |§0. Назначая наказание лицам, совершившим посягательство на жизнь, здо-% достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослу-в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного посудам следует неукоснительно соблюдать принцип индивидуализации на-I, учитывая при этом общественную опасность совершенного преступле-последствня, данные о личности виновного, всю совокупность обстоя-дела.
Необходимо исключить как случаи необоснованного лишения свободы лиц, lie совершивших преступление, положительно характеризующихся в быту и на производстве, которые могут исправиться без изоляции от общества, так и случаи назначения неоправданно мягких мер наказания лицам, ранее судимым и вновь совершившим преступление при обстоятельствах, отягчающих ответствен-ность.
11. Обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел данной категории они обязаны принять решение по предъявленному гражданскому иску или решение о возмещении ущерба, причиненного преступлением работнику милиции, народному дружиннику или военнослужащему.
При назначении судебного заседания суды должны выяснять, возмещался ли работникам милиции или военнослужащим либо их семьям и иждивенцам ущерб в соответствии в требованиями, содержащимися в Законах Российской Федерации «О милиции» (ст. 29), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 43) и «О статусе военнослужащих» (ст. 18), и в случаях, предусмотренных законом, принимать меры к взысканию выплаченных сумм с соответствующих лиц в исковом порядке либо по собственной инициативе в соответствии со ст. 29 УПК РСФСР.
12. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 247 КоАП РСФСР при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 165 КоАП РСФСР, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. Причем наряду с другими правами такое лицо при рассмотрении дела может пользоваться юридической помощью адвоката.
13. При рассмотрении дел об административной ответственности за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка надлежит тщательно исследовать все материалы о правонарушении, не допускать фактов привлечения к административной ответственности лиц, действия которых содержат признаки преступления.
В случае необходимости судья должен вызывать в заседание потерпевшего, свидетелей, эксперта, а также истребовать дополнительные материалы.
14. Обратить внимание судей на то, что постановление по делу о административном правонарушении, предусмотренном ст. 165 КоАП РСФСР, должно строго соответствовать требованиям ст. 261 КоАП РСФСР. В частности, в нем должны содержаться указания на то, какому распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка было оказано неповиновение, являлись ли распоряжения или требования указанных лиц законными и в чем конкретно выразилась злостность неповиновения правонарушителя.
15. Суды не должны оставлять без реагирования установленные в ходе разбирательства дел факты неправильного поведения граждан и должностных лиц. а также нарушения законности или ненадлежащего выполнения обязанностей по охране общественного порядка со стороны работников милиции, народных ДрУ' жинннков и военнослужащих, вынося соответствующие частные определения.
16. Рекомендовать судам кассационной и надзорной инстанций усилить надзор за правильным применением законодательства по делам о преступлениях,
(отренных ст.ст. 1911912, I921 УК РСФСР, своевременно исправлять I, допускаемые при рассмотрении дел этой категории, и обращать внима-Vto, выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению ука-X преступлений и требующие принятия соответствующих мер.