Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 4 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО, ЗЛОСТНОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ РАБОТНИКА МИЛИЦИИ ИЛИ НАРОДНОГО ДРУЖИННИКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ

СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (ст.сг. 158 и 165 КоАП РСФСР) от 27 июня 1978 г.

(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 10 от 20 декабря 1983 г., в ред. постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г.)

Обсудив практику применения законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка, Пленум отмечает, что в суды Российской Федерации ежегодно поступает значительное количество материалов о таких правонарушениях, в связи с чем правильное и своевременное их рассмотрение является одной из важных форм деятельности народных судей, направленной на борьбу с этими нарушениями, укрепление законности и охрану прав граждан.

Проведенное изучение показало, что народные судьи Российской федерации в основном правильно применяют законодательство, преду см атривак>шее административную ответственность за указанные правонарушения.

Вместе с тем при рассмотрении таких дел судьями допускаются серьезные недостатки.

Многие народные судьи еще не придают должного значения этому важно у участку своей работы: не предъявляют необходимой требовательности к пра ги оформления поступающих из органов внутренних дел материалов об >ативной ответственности; не всегда проверяют, содержат ли эти 1Ы необходимые сведения о наличии в действиях лица признаков право-щя, за которое оно привлекается к административной ответственности хулиганства, злостного неповиновения), и данные о его личности, ые для рассмотрения дел в суде; в процессе рассмотрения тщательно не обстоятельства происшествия, порой не отграничивая эти правонару-уголовно наказуемого хулиганства (ст. 206 УК РСФСР) и сопротивле-адку милиции или народному дружиннику (ст. 1911 УК РСФСР) либо пений, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР, дела о возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего; не во всех 1мых случаях вызывают свидетелей, а по материалам в отношении веинолетних - их родителей или иных законных представителей, ванные недостатки иногда приводят к необоснованному привлечению к >ативной ответственности граждан, не совершивших административ-гупка, либо лиц, которые совершили уголовно наказуемые деяния, о назначении правонарушителю той или иной меры административ-дскания не всегда решается с учетом данных о его личности и характере И имеют место случаи необоснованного применения ареста; недостаточно ся такие меры, как исправительные работы и штраф. Постановления судей по делам об административной ответственности граждан за хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или работника милиции или народного дружинника зачастую не отвеча-эдимым требованиям: не содержат полных данных об обстоятельствах iHoro правонарушения, оценки исследованных доказательств и обосно-жнятого решения. Не изжиты отдельные факты нарушения судьями налагаемых административных взысканий, предусмотренных законода-за указанные правонарушения.

используются материалы об административной ответственности в 1ческой работе судов. Аелях устранения отмеченных недостатков Пленум Верховного Суда кой Федерации постановляет:

^Обратить внимание судов на необходимость улучшения качества шя дел об административной ответственности за мелкое хулиганство и неповиновение законному распоряжению или требованию работника или народного дружинника, поскольку своевременное и правильное их !ие имеет большое значение для воспитания граждан в духе уважения к

Шародным судьям тщательно исследовать и устанавливать все обстоятель-фисшествия, послужившего основанием для направления материалов в допуская как необоснованного привлечения к административной «ноет за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному Кению или требованию работника милиции или народного дружинника не совершивших указанных правонарушений, так и привлечения к >ативной ответственности лиц, действия которых по своему характеру и степени общественной опасности должны рассматриваться как уголовн наказуемые.    0

Проверять, содержатся ли в действиях привлекаемого признаки, характеп ные для указанных правонарушений, имея в виду, что:

под мелким хулиганством, в соответствии с законом, следует понимать нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания;

злостным неповиновением законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка следует считать отказ от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника милиции или народного дружинника либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок.

3.    В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел о мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника значительно повысить требовательность к качеству оформления и срокам представления в суд органами внутренних дел указанных материалов, для чего в каждом случае проверять:

а)    содержатся ли в представленном для рассмотрения материале протокол об административном нарушении, объяснения нарушителя, потерпевших или свидетелей и являются ли эти документы достаточными для решения в суде вопроса об административной ответственности лица;

б)    правильность данных о личности нарушителя, собранных органами внутренних дел, имея в виду, что сведения о его фамилии, имени, отчестве, дне, месяце и годе рождения, месте жительства, образовании, работе (учебе), семейном положении, размере заработка и привлечении ранее к административной либо уголовной ответственности должны быть этими органами достоверно установлены;

в)    было ли разъяснено нарушителю его право на ознакомление с представленным материалом, заявление ходатайств об истребовании новых доказательств или проведении дополнительной проверки обстоятельств проступка, а также вызов свидетелей. При несоответствии представленного материала указанным требованиям народный судья возвращает его для проведения дополнительной проверки, а о нарушении сроков доводит до сведения руководства районных (городских) органов внутренних дел.

4.    Особое внимание судьям необходимо обращать на рассмотрение дел ° правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Как правило, следует вызывать в суд родителей или иных законных представителей подростка, а также представителей с места его учебы или работы.

При установлении фактов ненадлежащего отношения родителей к исполнению своего долга по воспитанию детей либо слабой воспитательной работым в учебном (производственном) коллективе доводить об этом до 1Я общественных организаций по месту работы родителей, учебы или Несовершеннолетнего для принятия соответствующих мер. Щели при рассмотрении материалов о мелком хулиганстве и злостном нии законному распоряжению или требованию работника милиции дного дружинника судья придет к выводу о том, что действия, вменен-ушителю как административный проступок, по степени общественной являются уголовно наказуемыми, предусмотренными соответственно 1911 УК РСФСР, он либо выносит постановление о возвращении а в органы внутренних дел для дополнительной проверки и решения о возбуждении уголовного дела, либо сам выносит постановление о лении уголовного дела и направляет материал для производства дознания ительного следствия в общем порядке.

случаях, когда при рассмотрении дел об административном правона-будет установлено, что лицом совершены и другие противоправные , за которые оно может быть привлечено к уголовной ответственности, ачив нарушителю меру административного взыскания, копию этого юния направляет в органы внутренних дел вместе с сообщением, в излагает выявленные факты, требующие проведения дополнительной

в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, этся признаки преступлений, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и УК РСФСР, уголовные дела о которых возбуждаются не иначе как по Потерпевшего, народный судья выносит постановление о прекращении производства и разъясняет потерпевшему, при отсутствии такой жалобы, обратиться в народный суд в порядке частного обвинения, а при жалобы - своим постановлением возбуждает уголовное дело по соответ-

статье Уголовного кодекса. Обратить особое внимание народных судей на необходимость строго щированного подхода к решению вопроса о назначении правонаруши-административного взыскания.

этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим 1Ьством арест в качестве меры взыскания может применяться за ^хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или «но работника милиции или народного дружинника при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка лишь в исключительных Когда по обстоятельствам совершения правонарушения и совокупности фу личности нарушителя применение других мер будет признано недоста-

Еародным судьям надлежит значительно улучшить качество составления ■ений по материалам об административной ответственности за мелкое и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию ка милиции или народного дружинника.

Постановлении должны найти отражение подробные данные о личности время, место и обстоятельства совершенного правонарушения,объяснения нарушителя, а также потерпевшего, свидетелей и других лиц, есл они были вызваны в суд, основания, по которым судья пришел к выводу 0 применении к лицу той или иной меры взыскания.

8.    Строго соблюдать установленный порядок рассмотрения дел о мелком хулиганстве и злостном неповиновении законному распоряжению или требова нию работника милиции или народного дружинника.

В соответствии с законом копии постановлений о совершенном правонарушении во всех случаях направлять по месту работы, учебы или жительства правонарушителей.

9.    Народным судьям необходимо глубже анализировать причины и условия способствующие совершению мелкого хулиганства и злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.

Особое внимание обращать на факты совершения правонарушений лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.

При установлении недостатков в деятельности должностных лиц, трудовых коллективов, отдельных граждан, способствовавших совершению этих правонарушений, в каждом случае принимать меры к их устранению (представления, информации и т. п.).

Периодически проводить обобщения практики рассмотрения таких материалов.

10.    Председателям Верховных судов республик, краевых и областных судов, суда автономной области и судов автономных округов усилить надзор за качеством рассмотрения народными судьями дел об административной ответственности за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка. Областным и соответствующим им судам систематически оказывать народным судьям помощь в применении действующего законодательства по этим вопросам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017