ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 3 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОЖАРАМИ
12 марта 1989 г.
Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в деятельности судов по» р»с-ютренню дел, связанных с пожарами, имеются существенные недостатки.
Не все суды остро реагируют на неполноту и односторонность преддаарк-ьного следствия и особенно на факты невыявления и непривлечения к законней шости всех лиц, совершивших преступления, связанные с пожадэаНи. которые суды допускают ошибки при определении субъекта преступлении, а ке при решении вопроса о наличии либо отсутствии таких квалифицирующих знаков преступления, как причинение вреда здоровью людей, иных тяжйх аедствий.
Несмотря на многочисленные случаи непринятия следственными органйи по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного пожафами, не принимают таких мер по собственной инициативе и не обязывают сделать соответствующие органы; оставляют гражданские иски без рассмотрения Иш >авляют их на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства!, вме-| того, чтобы разрешить по существу; не всегда обоснованно уменьшают р»азЯер IM, подлежащих взысканию в возмещение ущерба; оставляют без внимания эщиеся факты списания на убытки от пожаров недостач государственжюге и явственного имущества, образовавшихся по вине должностных лиц.
Отдельные суды не уделяют должного внимания выявлению причин ш уйо-i, способствовавших совершению указанных преступлений, и принятию мер по [устранению.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами Пленум В»ерМв-Суда СССР постановляет:
1. Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за умьншЛен-уничтожение или повреждение государственного, общественного имуществи и 1Чного имущества граждан, совершенное путем поджога, наступает независимо 'того, является ли причиненный ущерб значительным.
Если в результате поджога или иных действий, направленных на его соВгр-Ше, имущество не было повреждено по причинам, не зависящим от вдали ш-юго, содеянное должно рассматриваться, в зависимости от направлеиности умысла, как покушение на уничтожение или повреждение имущества путем юга.
Сожжение отдельных вещей и предметов, не создавшее угрозы причшнйия № гражданам, а равно уничтожения или повреждения другого имущества, ует квалифицировать, исходя из характера и тяжести последствий, указанныхв статьях УК об ответственности за умышленное уничтожение или повреждение имущества.
2. В соответствии с законом умышленное уничтожение или повреждение путем поджога собственного имущества не образует состава преступления. Однако если в результате такого поджога причинен вред государственному, общественному имуществу либо личному имуществу других граждан (в том числе членов семьи, колхозного двора и т. п.), действия виновного, желавшего или допускавшего наступление таких последствий, должны квалифицироваться как умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем поджога. При неосторожном отношении лица, совершившего поджог своего личного имущества, к указанным последствиям, содеянное, в случае гибели людей или наступления иных тяжких последствий, должно квалифицироваться по статьям УК об ответственности за неосторожное уничтожение или повреждение имущества.
3. В тех случаях, когда в результате умышленного уничтожения или повреждения имущества путем поджога потерпевшему по неосторожности были причинены смерть или тяжкие телесные повреждения, содеянное следует квалифицировать только по ч. 2 ст. 98 или ч. 2 ст. 149 УК РСФСР и соответствующйм статьям УК других союзных республик. Если же виновный предвидел и желал либо сознательно допускал наступление этих последствий, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 98 или ч. 2 ст. 149 УК РСФСР и, соответственно, ст.ст. 102, 103 или 108 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
4. Субъектами нарушения правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, могут быть как должностные лица, так и другие работники любых предприятий, учреждений, организаций, на которых действующими правилами (инструкциями) или специальным распоряжением непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы.
При нарушении правил пожарной безопасности лицом, на которое такая обязанность не возлагалась, содеянное, в зависимости от должностного или служебного положения виновного, характера и тяжести наступивших последствий, может квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за должностные преступления либо неосторожные преступления против жизни или здоровья личности, за неосторожное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества либо личного имущества граждан.
При отграничении нарушения правил пожарной безопасности, повлекшего гибель людей или иные тяжкие последствия, от неосторожного уничтожения или повреждения имущества, повлекшего те же последствия, судам следует исходить из того, кто является субъектом преступления - лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, либо лицо, на которое такая ответственность не возлагалась.
5. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, наступает в том случае, когда нарушены утвержденные в установленном порядке правила, предусматривающие меры безопасности от пожаров, вследствие чего наступили последствия, указанные в законе.
По каждому делу о нарушении правил пожарной безопасности судам следует ю и всесторонне исследовать обстоятельства совершения преступления, тща-ьно выяснять и отражать в приговоре, кем и какие конкретно пункты соответ->щих правил пожарной безопасности нарушены, имеется ли причинная связь iy этими нарушениями и наступившими вредными последствиями. Под «правилами пожарной безопасности» следует понимать комплекс поло-1Й, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов, >авленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на 1ай возникновения пожаров, обеспечение объектов народного хозяйства и на-шых пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техники, ix правил и норм пожарной безопасности.
6. Преступление, состоящее в нарушении правил пожарной безопасности >м, ответственным за их выполнение, должно рассматриваться как совершенно неосторожности, поскольку субъективную сторону этого деяния опреде-неосторожное отношение лица, нарушившего правила пожарной безопасно-к возможности наступления предусмотренных законом общественно опасных 1едствий.
7. Если причиной возникновения пожара, повлекшего тяжкие последствия, юсь нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во
юопасных цехах либо нарушение правил хранения, использования, учета, 5возки взрывчатых веществ или пиротехнических изделий, а также незаконный юз воздушным транспортом взрывчатых или легковоспламеняющихся ве-или нарушение правил обращения с веществами и предметами, представ-нцими повышенную опасность для окружающих, содеянное полностью охва-аается составами преступлений, предусмотренных ст.ст. 216 - 2171, 2511 УК >СР и соответствующими статьями УК других союзных республик и дополни-ьной квалификации по статьям УК об ответственности за нарушение правил (арной безопасности не требует.
8. Понятие «вред здоровью людей», предусмотренное законом об ответствен-ги за нарушение правил пожарной безопасности, предполагает причинение гому лицу менее тяжкого телесного повреждения либо причинение одному или сольким лицам легких телесных повреждений с кратковременным расстрой-)м здоровья.
Под «человеческими жертвами» и «гибелью людей», о которых говорится в ; ст. 98, ч. 2 ст. 149, ст.ст. 99, 150 и в ч. 2 ст. 2151 УК РСФСР и соответствующих ьях УК других союзных республик, следует понимать причинение смерти хотя одному потерпевшему. К «иным тяжким последствиям», которые предусмотрены ч. 2 ст.ст. 98, 149, и ст.ст. 99, 150 УК РСФСР и соответствующими статьями других союзных 1ублик, относятся, в частности, причинение тяжких телесных повреждений бы одному человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более im; оставление людей без жилья или средств к существованию; длительная «остановка или дезорганизация работы предприятия, учреждения, организации п.
Решая вопрос о квалификации умышленного уничтожения или повреждения государственного или общественного имущества путем поджога, а равно нарушения правил пожарной безопасности, по признаку причинения преступлением крупного ущерба, суды должны указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным. Вопрос о том, является ли материальный ущерб крупным, должен разрешаться судом в каждом отдельном случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела.
9. В тех случаях, когда в результате нарушения правил пожарной безопасности одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями одной и той же статьи УК, все эти последствия должны быть отражены в приговоре. При этом действия виновного подлежат квалификации только по той части статьи УК, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.
10. Судам необходимо устанавливать материальный ущерб, причиненный пожарами, и принимать меры к его полному возмещению виновными. При невыполнении органами дознания и предварительного следствия требований процессуального закона о принятии мер по обеспечению возмещения ущерба суды должны принимать их по собственной инициативе или своевременно обязать сделать это соответствующие органы.
Если гражданский иск о возмещении причиненного ущерба не был заявлен, суд на основании ч. 4„ст. 29 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик вправе разрешить этот вопрос по собственной инициативе.
11. Возмещение ущерба, причиненного пожарами, производится в порядке и размерах, предусмотренных общими нормами гражданского, трудового и колхозного законодательства (ст.ст. 88, 90, 93 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, п. 15 Примерного устава колхоза).
При рассмотрении дел о возмещении ущерба по основаниям, предусмотренным указанными статьями Основ гражданского законодательства, судам следует исходить из того, что возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению частично поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, расходы по тушению пожара, а также иные вызванные пожаром убытки (ст. 457 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик).
При рассмотрении дел необходимо выяснять, было ли застраховано имущество. В случае выплаты страхового возмещения размер сумм, подлежащих взысканию, должен быть соответственно уменьшен.
12. В тех случаях, когда уничтоженное или поврежденное имущество является общей совместной собственностью виновного в пожаре и других лиц (например, совместно нажитое имущество супругов или колхозного двора), суд, определяя размер сумм, подлежащих взысканию, должен установить долю, принадлежащую в совместном имуществе виновному лицу в соответствии со ст.ст. 20 и 21 КоБС РСФСР, ст. 129 ГК РСФСР и соответствующими статьями КоБС и ГК других союзных республик, и исключить ее из взыскиваемой суммы.
13. Гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного смертью лица, погибшего от пожара, могут предъявить граждане, имеющие право на возмещение
а в связи с потерей кормильца (ч.2 ст. 91 Основ гражданского законодатель-), наследники погибшего, если пожаром уничтожено или повреждено его ество, а также лица, понесшие расходы на погребение.
14. При назначении наказания за нарушение правил пожарной безопасности м, ответственным за их выполнение, суды, наряду с другими обстоятельства-должны принимать во внимание характер допущенного нарушения правил арной безопасности, а также отношение виновного к соблюдению указанных ил до совершения преступления. В зависимости от этого следует обсуждать >с о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать ности, связанные с ответственностью за соблюдение правил пожарной безо-ости, или заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих правил.
15. Обратить внимание судов на необходимость повышения предупредитель-значения судебных процессов по делам, связанным с пожарами, с тем чтобы {отрение этих дел способствовало обеспечению строгого соблюдения правил
арной безопасности гражданами и должностными лицами, укреплению произ-зенной, технологической и трудовой дисциплины, повышению действенно-мер по защите от огня жизни и здоровья людей, городов, других населенных гов и объектов народного хозяйства, окружающей природной среды и естест-ых богатств СССР, государственного, общественного и личного имущества. Установив в судебном заседании причины и условия, способствовавшие 1ению преступления, связанного с пожаром, суды обязаны выносить част-определения об их устранении, а при наличии к тому оснований - обсуждать рос о привлечении соответствующих лиц к уголовной ответственности.
16. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, вым, областным судам, судам автономных областей и округов, военным уналам видов Вооруженных Сил, округов, флотов и групп войск усилить над-
за судебной деятельностью по строгому и неуклонному исполнению законода-ja по делам, связанным с пожарами, обращая особое внимание на выявле-и устранение причин преступлений и способствовавших им условий, обеспече-своевременного и полного возмещения материального ущерба, причиненного арами