ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ А,
СНТИРУЮЩЕГО ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА •ИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
1985 г.
зверка в порядке надзора законности и обоснованности судебных по уголовным делам является важной гарантией обеспечения законности прав граждан, способствует повышению эффективности социалистиче-юсудия. Выполняя требования закона, а также руководящие разъясне-|ума Верховного Суда СССР, суды надзорной инстанции принимают ^устранению судебных ошибок, правильному и единообразному примене-|Онодательства при рассмотрении уголовных дел. Вместе с тем в их работе [Имеются существенные недостатки.
Единичны случаи отказов в принесении протестов на судебные решения, ые по недостаточно исследованным материалам. Некоторые дела не в полном объеме, вследствие чего допущенные ошибки Остаются ценными. Не все определения и постановления судов надзорной инстан-этся в соответствии с требованиями закона, иногда в них неполноизлагаются доводы протеста, не мотивируются должным образом принятые решения.
Не во всех необходимых случаях суды надзорной инстанции реагируют на нарушения закона, допущенные при расследовании дел и их судебном рассмотре. нии, путем вынесения частных определений (постановлений).
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным и городским судам, судам автономных областей и автономных округов, военным трибуналам видов Вооруженных Сил, округов, групп войск и флотов принять меры к дальнейшему совершенствованию работы по рассмотрению жалоб и уголовных дел в порядке надзора с тем, чтобы незаконные и необоснованные 'приговоры, определения и постановления не оставались в силе и допущенные нарушения закона полностью устранялись. Вместе с тем должны быть исключены случаи отмены или изменения законных и обоснованных судебных решений.
2. При решении вопроса об истребовании уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 375 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик, следует исходить из того, что дело должно быть истребовано в каждом случае, когда содержащиеся в жалобе доводы вызывают сомнения в законности и обоснованности приговора, определения или постановления суда, либо когда такие сомнения возникают по иному поводу.
3. Об отказе в удовлетворении жалобы в связи с отсутствием оснований для принесения протеста суду в силу ст. 376 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик следует уведомлять заявителя письмом, которое должно содержать аргументированные ответы на все доводы жалобы, оспаривающие правильность судебного решения. Признать правильной практику составления в таких случаях заключений с изложением конкретных доказательств и выводов, опровергающих доводы жалобы и подтверждающих законность и обоснованность приговора или иного судебного решения.
4. Имея в виду, что согласно закону участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора является обязательным, судам надлежит своевременно извещать о дне слушания дела соответствующего прокурора. В случае его неявки рассмотрение дела должно быть отложено.
5. В соответствии со ст. 48 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик суду надзорной инстанции следует при необходимости обсуждать вопрос о приглашении на судебное заседание для дачи объяснений осужденного, оправданного, их защитников, законного представителя несовершеннолетнего, потерпевшего и его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
6. Судам следует иметь в виду, что предусмотренные ст. 59, 60 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик обстоятельств^ при наличии которых исключается возможность участия судьи в рассмотрении дела, необходимо учитывать и при решении вопроса о назначении в качеств6 докладчика судьи, не входящего в состав президиума суда.
7. Суд надзорной инстанции не вправе вторично рассматривать дело протесту на те же приговор, определение, постановление в отношении того $
ного (оправданного), хотя бы внесенному и по другим основаниям, с тем он вправе вторично рассмотреть дело по протесту в отношении ных (оправданных), о которых ранее им решение не принималось. В силу ст. 380 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других -х республик суд надзорной инстанции обязан проверить законность и данность судебных решений в полном объеме, в отношении всех осужден-включая и тех, о которых протест не принесен. При этом необходимо ю проверять, соблюдены ли в ходе расследования и судебного рассмотрела нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, нарушение в силу ст. 49 Основ уголовного судопроизводства является основанием к или изменению судебных решений. Если в отношении осужденных, о х не был принесен протест, таких оснований не установлено, в определе-гановлении) не должно указываться, что дело о них проверено и что шеся в отношении их решения оставлены в силе. Установив существенные нарушения уголовно-процессуального закона, !е отмену приговора, суд надзорной инстанции обязан отменить приговор юнии всех осужденных, которых касаются допущенные нарушения, IMO от того, в отношении кого из них принесен протест. Это требование соблюдаться как при установлении нарушений, перечисленных в ч. 2 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных респуб-и при наличии оснований, предусмотренных в ч. I той же статьи, т. е. в когда иное нарушение норм уголовно-процессуального закона путем или стеснения гарантированных законом прав обвиняемого, подсуди-других участников процесса или иным путем помешало суду всесторонне, >•« объективно исследовать обстоятельства дела и повлияло или могло на постановление законного и, обоснованного приговора •явление обвинения, невручение подсудимому копии обвинительного «ия, непроведение экспертизы, когда она по закону обязательна, отсутст-ановления (определения) о предании суду, непредоставление подсуди-
еднего слова и др.). В соответствии со ст. 48 Основ уголовного судопроизводства приговор, :ие, постановление суда по истечении года со дня вступления в законную могут быть пересмотрены в порядке надзора по любым основаниям, щим положение осужденного (признание осужденного особо опасным стом, определение более строгого вида исправительно-трудового "Ия, отмена отсрочки исполнения приговора, условно-досрочного .ения от отбывания наказания, условного освобождения из мест лишения с обязательным привлечением к труду и др.). При этом годичный срок исчислять со дня вступления соответствующего приговора, определения ювления в законную силу по день принятия решения судом надзорной
' Поскольку пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается протесту, суд вправе вынести определение (постановление), ухудшаю--Жение осужденного, оправданного или лица, дело о котором прекра-1Ь по тому основанию, которое указано в протесте. При этом суд невправе принять решение, ухудшающее положение осужденных, в отношении которых протест не был принесен.
12. По смыслу ч. 4 ст. 371 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК дру. гих союзных республик, должностное лицо, принесшее протест, не вправе отозвать его или внести в него изменения после начала рассмотрения протеста в судебном заседании. Однако в ходе судебного заседания оно может высказать иное, чем в протесте, мнение.
13. Если при рассмотрении дела в порядке надзора приговор будет отменен и дело прекращено за недоказанностью участия осужденного в совершении преступления, а лицо, совершившее это преступление, останется невыявленным, суду применительно к требованиям ст. 309 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик надлежит направить ДЬло прокурору для принятия мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
14. Суд надзорной инстанции, решая вопрос о смягчении осужденному наказания, вправе не только снизить его, но и перейти в более мягкому виду наказания. При этом срок более мягкого наказания может в установленных законом пределах превышать срок лишения свободы, назначенный по приговору (с учетом правил замены, предусмотренных ст. 41 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик).
Вместо примененного по приговору условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду суд вправе применить условное осуждение или отсрочку исполнения приговора (ст.ст. 38, 39' Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик), а также назначить исправительные работы или иную более мягкую меру наказания.
При снижении осужденному основного наказания, в том числе и при переходе к более мягкому виду наказания, чем предусмотрено законом, суд может оставить без изменений приговор в части назначения виновному дополнительного наказания (конфискации имущества, увольнения от должности и др.). [
15. Если при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего, coeep i шившего преступление, не представляющее большой общественной опасности ; суд надзорной инстанции придет к выводу, что исправление виновного возможно! без применения уголовного наказания, он вправе, отменив приговор и прекратив дело, применить в отношении несовершеннолетнего одну из установленных законом принудительных мер воспитательного характера. В тех союзны* республиках, где в соответствии с законом такие меры применяются по приговору, суд, признав необходимым вместо уголовного наказания применить одну 0 этих мер, должен внести в приговор соответствующее изменение.
16. В случае, когда виновным совершено два или более преступлен^ которые должны квалифицироваться по одной статье уголовного закона, но первой инстанции ошибочно квалифицировал эти действия по двум статьям, Д5-' одним из них правильную юридическую оценку, а к другим неправильно прим* нив статью закона о более тяжком преступлении, суд надзорной инстанШ^ переквалифицируя соответствующие действия с этой статьи на остающуюся в винении статью о менее тяжком преступлении, вправе в пределах ее санки»
более строгое наказание, чем то, которое назначено по ней судом инстанции, не превышая, однако, размера окончательного наказания, шого по приговору, [ри переквалификации преступного деяния с одной статьи на несколько уголовного закона, предусматривающих ответственность за менее тяжкие тения, когда это не ухудшает положения осужденного и не нарушает его на защиту, суд определяет наказание по правилам, предусмотренным ст. 35 уголовного законодательства. При этом окончательное наказание по юсти преступлений не должно быть более строгим, чем наказание, iHoe судом первой инстанции. р: Суд надзорной инстанции вправе вместо примененных по приговору поглощения наказаний, назначенных по совокупности преступлений, шть правила их сложения в случаях, когда приговор и последующие ie решения изменяются со смягчением наказания по одному или несколь-тениям. Однако при этом наказание, назначенное в соответствии со [Основ уголовного законодательства, не должно превышать размера шя, определенного приговором, с учетом изменений, внесенных в него мцими судебными инстанциями.
судом первой инстанции при определении наказания по нескольким >ам поглощение одного наказания другим применено вопреки закону или юможности присоединения неотбытого срока, суд надзорной инстанции, смягчения наказания по последнему приговору, вправе частично или ью присоединить неотбытую часть наказания по предыдущему приго-1ри этом окончательное наказание не должно превышать размера наказа-шаченного по приговору, с учетом изменений, внесенных в него после-судебными инстанциями.
При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора могут быть >ваны дополнительные материалы, поступившие с протестом или эванные по инициативе суда, если они относятся к обстоятельствам, «е были предметом исследования в суде и не свидетельствуют о наличии
мывшихся обстоятельств. >полнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися жазательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения И>б отмене приговора, определения и постановления с направлением дела расследование или на новое судебное рассмотрение. Решая вопрос о сой стадии процесса надлежит передать дело на новое рассмотрение, суд исходить из необходимости полного и всестороннего исследования ьств дела и обеспечения обвиняемому права на защиту, имея в виду, что 1ьные материалы не были предметом предварительного исследования и 1ялись обвиняемому в соответствии с законом. 1учае отмены приговора с прекращением дела или изменения приговора >»ве в своем определении (постановлении) сослаться лишь на те обстоя-устраняющие либо смягчающие ответственность осужденного, которые гановлены судом первой инстанции.
Изменение приговора и последующих судебных решений или отмена с прекращением дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда достоверность фактов, устанавливаемых такими материалами, не нуждается в проверке судом первой инстанции (документы, свидетельствующие о недостижении осужденным возраста, с которого наступает уголовная ответственность, об отсутствии прежней судимости и др.).
19. При отмене приговора, определения, постановления с направлением дела на новое расследование или судебное рассмотрение суд надзорной инстанции в силу ч. 2 ст. 51 Основ уголовного судопроизводства не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно предрешать выводы органов расследования либо судов первой или кассационной инстанции о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении того или иного уголовного закона, о мере наказания.
20. Пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается лишь при наличии оснований, вытекающих из материалов дела. Если же сомнения в законности и обоснованности судебного решения связаны с обстоятельствами, которые не были известны суду и обнаружены после вступления соответствующего приговора, определения или постановления в законную силу, вопрос о пересмотре такого решения может быть разрешен только в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Если при указанных обстоятельствах принесен протест в порядке надзора, суд надзорной инстанции оставляет его без удовлетворения и направляет дело вместе со всеми материалами прокурору для возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам.
21. Судам необходимо иметь в виду, что основанием для смягчения наказания или освобождения осужденного от дальнейшего его отбывания являются лишь те установленные по делу обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что при вынесении приговора осужденному было назначено чрезмерно строгое наказание. Обстоятельства же, возникшие после вынесения приговора, а также характер поведения осужденного во время отбывания наказания могут учитываться только при наличии других оснований для рассмотрения дела в порядке надзора; сами по себе они не должны влечь изменения приговора.
22. Находя неправильным приговор суда в части гражданского иска, суд надзорной инстанции может внести в него необходимые изменения, в частности увеличить размер взыскания, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении нор*1 материального права.
Если же увеличение размера взыскания по гражданскому иску вызывав необходимость изменения квалификации преступления либо содержания обвинения в сторону, ухудшающую положение осужденного, приговор суда подлежи1 отмене, но не иначе, как по протесту, принесенному по указанным основаниям
23. В случае отмены приговора с возвращением дела на новое рассмотрен^ и постановления нового приговора суд надзорной инстанции в силу ст. 378 У"
и соответствующих статей УПК других союзных республик может или изменить лишь последующие решения суда первой или кассацион-ютанции.
. Определение (постановление) суда надзорной инстанции должно быть последовательным, юридически обоснованным и содержать выводы о ьности или ошибочности решений суда первой или кассационной инстан-объеме и доказанности обвинения, квалификации преступления, законно-юченного по приговору наказания. Согласно требованиям ст.ст. 381 и 351 РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, в мши (постановлении) наряду с содержанием резолютивной части пригодно быть указано: существо протеста, краткое изложение заключения >ра и объяснений участвующих в деле лиц, выводы суда надзорной т об обоснованности доводов протеста, мотивы принятого решения со на соответствующий материальный или процессуальный закон. При приговора и направлении дела на новое расследование или новое судеб-ютрение в определении (постановлении) суд обязан конкретно указать,
>ятельства должны быть дополнительно выяснены. Суды надзорной инстанции должны принципиально реагировать на и нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предвари-следствия или при рассмотрении дела судом, путем вынесения частных гений (постановлений).
h Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного JP, Верховным судам союзных республик необходимо усилить надзор за шем законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке приговоров, определений и постановлений по уголовным делам, совершать практику изучения и обобщения работы надзорных инстанций, доказывать им помощи в этой работе.
рВ связи с принятием настоящего постановления считать утратившим силу 1ение Пленума Верховного Суда СССР от 21 января 1974 г. Jvfe 2 «О пересмотра в порядке судебного надзора приговоров, определений и гний судов по уголовным делам».