Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 6 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 6 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 6 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР (ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ►АЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О ХИЩЕНИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ щабря 1980 г.

(вред, постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г.)

ювиях роста грузооборота исключительное значение имеет обеспечение Сохранности государственного имущества при его перевозках на желез-юм, воздушном, водном и автомобильном транспорте. Важная роль в хищениями, бесхозяйственностью и недостачами народнохозяйственных >йнадлежит правоохранительным органам и судам. 1ум отмечает, что суды Российской Федерации при рассмотрении этой уголовных дел обеспечивают в основном правильное применение ibcraa и возмещение причиненного преступлениями материального

re с тем в судебной практике имеются ошибки и недостатки, снижаю-гивность деятельности судов по предупреждению и искоренению Я Грузов на транспорте.

Проведении подготовительных действий к судебному заседанию не по 'Делу выясняются все вопросы, подлежащие в соответствии со ст.ст. 222, РСФСР разрешению в этой стадии процесса. Устанавливая неполноту или предварительного следствия, которая не может быть восполнена в заседании, либо существенные нарушения уголовно-процессуального ibcraa, судьи не возвращают в таких случаях дела для дополнительно-Ювания.

судебном разбирательстве не всегда всесторонне и полно исследуются ьства каждого эпизода хищения, вмененного подсудимым, не выявля-уЧастники преступления, в том числе лица, скупившие заведомо 1бе имущество. По некоторым делам неполно исследуются обстоятель-ицие значение для определения стоимости похищенного имущества и Йшя материального ущерба.

Иускаются ошибки в квалификации действий привлеченных к ответствен-способу совершения хищения, размеру (стоимости) похищенного, и другим признакам этого преступления. По-разному решаются квалификации хищений в случаях, когда лицо обращает в свою пользу имущества, изъятого из подвижных транспортных средств; хищенийбилетов для проезда на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильн транспорте; талонов на горючее и смазочные материалы; действий работник^ транспорта, получивших от граждан и присвоивших деньги за безбилетн°" проезд пассажиров или незаконный, без оформления транспортных документов1 провоз багажа, а также хищений, сопряженных с умышленным уничтожением другого государственного имущества.

В некоторых случаях суды не соблюдают требования закона об индивидуя лизации наказания, в результате чего допускают послабления в отношении лиц* совершивших хищение в крупных и особо крупных размерах, организаторов и наиболее активных участников преступлений, либо назначение неоправданно суровых мер наказания лицам, впервые совершившим хищения в незначительных размерах. Не во всех необходимых случаях к виновным применяются дополнительные меры наказания в виде конфискации имущества и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

При рассмотрении дел данной категории суды не всегда разрешают вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного хищениями грузов и других материальных ценностей: иногда оставляют гражданские иски без рассмотрения, а при отсутствии гражданского иска - не принимают решения о возмещении ущерба по своей инициативе.

В нарушение требований ст. 21 УПК РСФСР суды не по каждому делу выявляют причины и условия, способствовавшие совершению преступлений; не всегда реагируют на вскрытые недостатки в обеспечении сохранности грузов, на факты бесхозяйственности, разбазаривания и порчи материальных ценностей, упущений в подборе кадров на должности, связанные с материальной ответственностью- При наличии в делах представлений органов следствия по этим вопросам в ряде случаев не выясняют, какие по ним приняты меры руководителями предприятий, учреждений, организаций, а при установлении фактов непринятия таких мер - не реагируют на них путем вынесения частных определений.

В частных определениях нередко не содержится указаний на конкретные причины и условия, способствовавшие совершению хищений, не всегда обеспечивается надлежащий контроль за выполнением таких частных определений.

Областные и соответствующие им суды не всегда своевременно выявляют и устраняют допускаемые народными судами ошибки в применении законодательства по делам о хищениях на транспорте и недостаточно изучают судебную практику.

В целях устранения отмеченных недостатков Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1.    Обратить внимание судов на необходимость строжайшего соблюдения законодательства об ответственности за преступления против государственно!! собственности при рассмотрении уголовных дел о хищениях грузов и ДРУ1 "х материальных ценностей на железнодорожном, воздушном, водном и автомР бильном транспорте и выполнения разъяснений, содержащихся в постановлен» Пленума Верховного Суда Российской Федерации по делам о хищениях.    ([

2.    При назначении судебного заседания следует тщательно выяснять разрешать все вопросы, предусмотренные ст.ст. 222 и 228 УПК РСФСР, обра
внимание на полноту и всесторонность предварительного следствия и £ мер к обеспечению возмещения материального ущерба, а также на не органами следствия требований закона о выявлении и устранении В условий, способствовавших совершению преступления. [ судебном разбирательстве дел принимать все предусмотренные законом полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств эпизода обвинения; выявлять всех участников хищений, а также лиц, х заведомо похищенное имущество, и разрешать вопрос об их ответст-

оставлять без соответствующего реагирования факты нарушения И следствия материального и процессуального законодательства при вании дел.

В связи с тем, что принятые к перевозке грузы и багаж находятся в и под охраной транспортных предприятий и организаций, которые несут собственниками ответственность за их сохранность, похищение этих -материальных ценностей должно рассматриваться как хищение госу-ого имущества.

Судам необходимо устранить ошибки, связанные с разграничением Ых и продолжаемых хищений и квалификацией хищений, сопряженных с енным уничтожением либо повреждением другого государственного »а, не являющегося предметом хищения. При этом следует иметь в виду,

^продолжаемым хищением должно признаваться неоднократное незакон-змездное изъятие государственного имущества, складывающееся из ряда енных преступных действий, если указанные действия совершены при яствах, свидетельствующих о наличии у лица общей цели и единого на хищение определенного количества материальных ценностей; хищение, сопряженное с умышленным уничтожением или повреждением гаа, принадлежащего государственным транспортным предприятиям и циям или находящегося в их владении, подлежит квалификации по "ости преступлений - как хищение государственного имущества и Ное уничтожение или повреждение такого имущества; «ели хищение государственного имущества на транспорте было сопряже-Ышленным разрушением или повреждением путей сообщения, сооружений подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, которые или могли повлечь крушение поезда, аварию корабля или нарушение !0й работы транспорта и связи, то действия привлеченного к нности должны квалифицироваться по совокупности преступлений, Отренных соответствующими статьями Уголовного кодекса об ответст-

за хищение и ст. 86 УК РСФСР, разъяснить, что действия лиц, совершивших хищение талонов на горючее чные материалы, которые непосредственно дают право на-получение а, а равно хищение абонементных книжек, проездных и единых билетов проезда в метро и на других видах городского транспорта, находящихся енин как документы, удостоверяющие оплату транспортных услуг,
независимо от использования похищенных знаков по назначению или сбыта и другим лицам должны квалифицироваться как оконченное преступление.

6.    Действия лиц, похитивших билеты для проезда на железнодорожном воздушном, водном и автомобильном транспорте или другие знаки, которые могут быть использованы по назначению лишь после внесения в них дополнительных данных (заполнение текста, скрепление печатью, компостирование и т. п.), а равно лиц, совершивших хищение билетов, предназначенных для продажи через кассовые аппараты трамваев, троллейбусов и других городских транспортных средств с целью последующей реализации через уполномоченных на то работников транспорта (кассиры, кондукторы, приемщики багажа и др.) и присвоения вырученных от продажи средств, должны квалифицироваться как приготовление к хищению государственного имущества, а в случаях частичной или полной реализации похищенных документов - соответственно как покушение либо оконченное преступление.

Похищение билетов и других знаков, совершенное лицом с целью использования по назначению как средство оплаты транспортных услуг, надлежит квалифицировать по ст. 195 и ст.ст. 15 и 94 УК РСФСР как хищение бланков и приготовление к причинению имущественного ущерба государству путем обмана, а в случаях фактического их использования - по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 195 и 94 УК РСФСР.

В случаях подделки похищенных билетов и предъявления их транспортной организации для оплаты под видом отказа от поездки, опоздания к отправлению (вылету) транспортного средства и т. п. либо сбыта таких поддельных билетов гражданам действия лица должны быть квалифицированы как подделка документов (ст. 196 УК РСФСР) и мошенничество (ст.ст. 93 и 147 УК РСФСР).

7.    Действия работников транспорта, уполномоченных в силу своего служебного положения на получение с граждан денег за проезд, провоз багажа и другие транспортные услуги, присвоивших полученные деньги, должны квалифицироваться как хищение государственного имущества.

Работники транспорта, не обладающие указанными полномочиями, получившие от граждан и обратившие в свою пользу деньги за безбилетный проезд или незаконный, без оформления документов, провоз багажа, должны нести ответственность за причинение имущественного ущерба государству путем обмана по ст. 94 УК РСФСР.

8.    При рассмотрении уголовных дел о хищениях грузов на транспорте судам надлежит неукоснительно соблюдать требования закона об индивидуализации наказания; не допускать случаев послабления в назначении мер наказания лицам, совершившим хищение государственного имущества в крупных и особо крупных размерах, организаторам и активным участникам преступлений, а равно применения лишения свободы к лицам, впервые совершившим хищения в незначительных размерах, которые с учетом совокупности данных об их личност могут быть исправлены без изоляции от общества.

Во всех случаях, когда за совершенное преступление законом предусмотри возможность конфискации имущества, обсуждать вопрос о применении эт ^ дополнительной меры наказания, а по делам о хищениях, совершенных вино
путем присвоения, растраты либо злоупотребления своим служебным нем, - о лишении таких лиц права занимать определенные должности или определенной деятельностью. «Применение указанных дополнительных мер наказания в случаях, когда К предусмотрено их обязательное назначение, может иметь место лишь ичии оснований, предусмотренных ст. 43 УК РСФСР, с приведением в ре мотивов принятого решения.

Обратить внимание судов на необходимость строгого выполнения 1ИЙ закона о своевременном и полном возмещении материального причиненного хищениями на транспорте.

постановлении приговора по делам этой категории суды обязаны во 1аях разрешать гражданский иск в соответствии с требованиями ст. 310 "ФСР. При этом следует иметь в виду, что гражданский иск к лицам, шшм хищения или несущим материальную ответственность за их может быть предъявлен как собственником похищенных ценностей, так )чиком. Если иск не предъявлен, суд должен решить вопрос о возмеще-чиненного преступлением материального ущерба по собственной инициа-

ринимая решение о возмещении материального ущерба, суд должен в приговоре размер ущерба в денежном выражении, привести доказатель-подтверждение своих выводов и закон, на основании которого разрешен о его возмещении.

* Обратить внимание судов на их обязанность строго соблюдать требова-V21 УПК РСФСР. В связи с этим судам необходимо при рассмотрении дела о хищениях на транспорте устанавливать конкретные обстоятельст-овившне возможность совершения преступления (ненадлежащая охрана нарушение порядка погрузки и перевозки материальных ценностей, ность подвижного состава, недостатки в подборе кадров и работе с ами предприятий и организаций транспорта по обеспечению сохранно-рно-материальных ценностей и т. п.), и путем вынесения частных ний обращать на них внимание руководителей предприятий, учрежде-изаций и других лиц для принятия необходимых мер к их устранению, пилить контроль за исполнением этих частных определений, добиваясь ия отмеченных в них недостатков в деятельности предприятий, учрежде-ганизаций транспорта по обеспечению сохранности грузов. Верховным судам республик, краевым, областным и соответствующим усилить надзор за рассмотрением народными судами дел о хищениях на , добиваясь правильного и единообразного применения законодатель-Делам данной категории и улучшения деятельности по предупреждению плений. Регулярно изучать и обобщать судебную практику по таким ^бращая особое внимание на выявление причин и условий, способство-совершению хищении. Материалы обобщений использовать для подго-соответствующих информации по вопросам обеспечения сохранности а транспорте.
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017