ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 9 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ ГРАЖДАН И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЗА КРИТИКУ от 18 апреля 1986 г.
Конституция СССР установила и гарантирует гражданам СССР право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Обращения граждан являются одной из форм их участия в управлении государственными и общественными делами, важным средством осуществления и защиты прав личности, существенным источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.
В решениях XXVII съезда КПСС особо подчеркнута необходимость повышать активность трудящихся в преодолении недостатков, злоупотреблений, отступлений от норм права и морали. Объявив решительную борьбу бюрократизму, партия требует обеспечения внимательного и глубокого рассмотрения каждого заявления и жалобы, принятия действенных мер к устранению выявленных недостатков, всемерного развития критики и самокритики.
Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан за критику влекут ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством вплоть до придания суду.
Между тем некоторые суды недооценивают общественную опасность такого рода действий, не учитывают, что формально-бюрократическое отношение к предложениям, заявлениям, жалобам, преследование за критику причиняют существенный вред государственным и общественным интересам, законным правам и интересам граждан, подрывают авторитет государственных и общественных органов.
Суды проявляют недостаточную инициативу в привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших грубые нарушения трудового законодательства, преследование граждан за критику.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием ^ критику, Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость повышения их роли в борьбе с нарушениями установленного законом порядка рассмотрения писем и обращений граждан. При выявлении таких нарушений, бюрократического отношения к разрешению жалоб и заявлений, волокиты или преследования граждан за критику частными определениями доводить об этом до сведения вышестоящего в поряДКе подчиненности органа или должностного лица, трудового коллектива, общест-
организации для решения вопроса о применении к виновным мер дисцип-юго или общественного воздействия; при наличии к тому оснований ждать уголовные дела по соответствующим статьям уголовного кодекса.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом Ценных на него обязанностей по рассмотрению предложений, заявлений и граждан вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения гие мер к устранению выявленных недостатков и нарушений, несвоевре-без уважительных причин разрешение жалоб, неосуществление контроля >лнением принятого решения, другие проявления бюрократизма), в резуль-чего причинен существенный вред государственным или общественным :ам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет гнность по ст. 172 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других ЫХ республик, если иное не предусмотрено законодательством союзной
«СИ.
Если нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, шй и жалоб, бюрократическое отношение к ним и волокита допущены 1ым лицом умышленно из корыстной или иной личной заинтересован-и повлекли причинение существенного вреда государственным или гнным интересам либо вызвали тяжкие последствия, его действия |сат квалификации по ст. 170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК : союзных республик. Умышленное ущемление должностным лицом трудовых, жилищных, зенных и других прав и законных интересов граждан, связанное с ^ованием за подачу предложений, заявлений, жалоб либо за содержащуюся |критику, а равно за выступление с критикой в иной форме, должно квали-эваться в зависимости от характера причиненного вреда по части 1 или ст. 1391 УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов ^союзных республик.
Сри решении вопроса, является ли существенным вред, причиненный и охраняемым законом интересам гражданина, следует учитывать наступивших последствий, в том числе значимость морального вреда, материального ущерба, степень ущемления трудовых, личных зенных прав и интересов гражданина.
уголовным делам об ответственности за преследование граждан за судам необходимо уделять особое внимание установлению связи между " и последующими за ней незаконными действиями должностного лица. !атривая дела о восстановлении на работе, снятии дисциплинарного , выплате премии и других трудовых спорах, суды должны тщательно доводы истцов о том, что нарушение их прав явилось следствием 1ия с предложениями, заявлениями и жалобами или критических выступ-
ав соответствии с действующим законодательством имущественный вред, Ценный гражданину в результате деяний, совершенных должностным лицом Преследования за критику, подлежит возмещению предприятием, учреж-организацией. При рассмотрении уголовного дела этот вопрос может
быть решен по инициативе суда. Предприятие, учреждение, организация, возмес-тив вред, вправе предъявить к виновному регрессные требования в размере сумм выплаченных потерпевшему.
Если в нарушении законодательства о вреде, совершенном должностным лицом в связи с преследованием за критику, имеются признаки преступления, то материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации выплатой работнику среднего заработка за время вынужденно-го прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, возлагается на это должностное лицо в полном размере.
7. Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 1391 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, суды должны обсуждать вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности.
8. Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам.
9. Обратить внимание судов на то, что, защищая права и интересы граждан, закон в то же время предусматривает ответственность за подачу заявлений, жалоб в клеветнических целях. Если будет установлено, что они поданы в целях распространения заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, этому лицу должно быть разъяснено его право обратиться в суд с жалобой о возбуждении дела за клевету.
Если в анонимном письме, а также в заявлении или жалобе содержится заведомо ложный донос о совершении преступления или клевета, ответственность за которую предусмотрена частями 2 или 3 ст. 130 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, суд обязан возбудить по данному факту уголовное дело.
Граждане и организации на основании ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих их честь и достоинство сведений.
10. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 29 августа 1980 г.