Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 8 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 8 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 8 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ К ЛИЦАМ, ЮБОЖДЕННЫМ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В

СООТВЕТСТВИИ СО сг. 43 ОСНОВ УГОЛОВНОГО >НОДАТЕЛЬСГВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК бря 1978 г.

гниями, внесенными постановлениями Пленума №7 от 26 апреля 1984 г. и № 5 от 16 января 1986 г.)

4енум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно >т закон об освобождении от уголовной ответственности с привлечением шивших деяния, содержащие признаки преступления, к административ-ной ответственности. Вместе с тем в судебной практике имеются ошибки и недостатки.

Отдельные суды подвергают мерам административного взыскания лиц, совершивших преступления, за которые предусматривается наказание свыще одного года лишения свободы, а также лиц, в отношении которых без достаточных оснований было признано, что их исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.

Иногда народные судьи принимают решения о наложении взысканий по материалам, по которым органами дознания или предварительного следствия неполно исследованы обстоятельства преступления и данные о личности правонарушителя, неправильно квалифицированы его действия, допущены следственные нарушения уголовно-процессуального закона.

Некоторые определения судов о прекращении уголовного дела в связи с привлечением к административной ответственности не отвечают требованиям ст. 234 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, не содержат мотивов принятого решения. В ряде случаев суды вопреки закону в распорядительном заседании допрашивают обвиняемых, свидетелей и исследуют иные доказательства, а также подвергают лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, мерам административного взыскания.

Материалы о применении мер административного взыскания иногда рассматриваются с нарушением установленного срока, по многим из них не ведется протокол. В постановлениях народных судей и определениях судов не всегда указываются фактические обстоятельства совершенного правонарушения, доказательства виновности и квалификация действий правонарушителя, порядок и срок обжалования и опротестования.

В целях устранения недостатков и обеспечения правильного применения законодательства Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Судам необходимо строго соблюдать требования закона, устанавливающего основания освобождения от уголовной ответственности с привлечением лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, к административной ответственности и порядок применения мер административного взыскания.

Вывод о возможности исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, должен быть основан на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя.

Лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности лишь при наличии достаточных данных, позволяющих признать, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. При этом к условиям, препятствующим принятию такого решения, могут быть, с учетом обстоятельств дела, отнесены, в частности, не погашенная и не снятая в установленном законом порядке судимость, ведение лицом паразити-образа жизни, признание его алкоголиком или наркоманом (в ред. явления Пленума№7от 26 апреля 1984г.). 2. Судам при решении вопроса об освобождении от уголовной ответствен-необходамо проверять правильность квалификации содеянного, с тем I были исключены факты привлечения к административной ответственности совершивших преступления, за которые законом предусматривается ше свыше одного года лишения свободы.

Разъяснить, что уголовное дело может быть прекращено по основаниям, шм в пункте 1 части 3 и части 4 ст. 43 Основ уголовного законодательства ССР и союзных республик, и в отношении лица, привлеченного к ответст-по статье Уголовного кодекса, в соответствии с которой совершенное признается преступным при неоднократности его совершения и примене-такому лицу ранее мер административного взыскания за аналогичные (например, ст. 162, ч. I; 166, ч. 1; 1661 УК РСФСР и соответствующие It УК других союзных республик).

Учитывая, что к административной ответственности не может быть *ено лицо, не достигшее к моменту совершения правонарушения 16-возраста, рекомендовать судам в отношении такого несовершеннолетне-вшившего деяние, содержащее признаки преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше года либо другое более мягкое наказание, в каждом конкретном случае с обстоятельств дела и данных о личности обсуждать вопрос о дении уголовного дела и направлении материалов на рассмотрение !И по делам несовершеннолетних (в ред. постановления Пленума № 7 от 26 1984г.).

S* В случае, когда по поступившему в суд делу о преступлении, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше ' года либо другое более мягкое наказание, имеются основания для приме-пункта первого части 3 ст. 43 Основ, дело вносится в распорядительное за-При освобождении лица от уголовной ответственности суд выносит >ванное определение о прекращении уголовного дела, в котором, на »Ии ст. 234 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, ^Принятых мер пресечения, обеспечения гражданского иска и конфискации ia, а также указаны срок и порядок обжалования и опротестования. В делении суд не вправе решать вопрос о применении мер администра-| взыскания.

ывая, что в соответствии с законом на определение распорядительного могут быть принесены частная жалоба или частный протест, народный •Сможет рассмотреть материал о применении мер административного <я лишь после вступления в силу этого определения. Исходя из того, что при рассмотрении народным судьей материала о |ии мер административного взыскания может возникнуть необходимость >вании вещественных доказательств, решение об их судьбе, принятое при прекращении уголовного дела, должно исполняться после вступления в силу постановления о применении мер административного взыскания.

7.    Народные судьи обязаны строго соблюдать установленный законом десятидневный срок рассмотрения материала о применении мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности.

При этом следует иметь в виду, что десятидневный срок исчисляется со дня поступления в суд материала или с момента вступления в законную силу определения распорядительного заседания о прекращении уголовного дела, а в случае обжалования или опротестования определения - со дня возвращения материала в суд после рассмотрения вышестоящим судом.

8.    Рассматривая материал о применении мер административного взыскания, народный судья должен проверить обстоятельства правонарушения, обоснованность применения уголовного закона, выслушать объяснения лица, привлекаемого к ответственности, а в необходимых случаях допросить свидетелей и исследовать другие доказательства. При этом ведение протокола является обязательным.

Установив факт совершения лицом правонарушения, народный судья выносит постановление, в описательной части которого должны быть указаны время, место и сущность правонарушения, доказательства виновности и квалификация содеянного, а в резолютивной части - мера административного взыскания, а также порядок и срок обжалования и опротестования.

Придя к выводу о необоснованности прекращения уголовного дела прокурором, следователем или органом дознания, народный судья выносит мотивированное постановление об отказе в применении мер административного взыскания и о возвращении дела прокурору, а при несогласии с прекращением уголовного дела в распорядительном заседании - направляет материал с представлением в вышестоящий суд для решения вопроса о принесении протеста об отмене определения суда. Указанные решения принимаются, например, в случаях отсутствия достаточных оснований для признания возможности исправления и перевоспитания лица без применения уголовного наказания либо ввиду неполноты произведенного дознания или предварительного следствия, а также при наличии оснований для привлечения лица к ответственности за более тяжкое преступление.

9.    Суд и народный судья не вправе без возбуждения дела освободить от уголовной ответственности и применить административное взыскание к лицу, в отношении которого имеется протокол органа дознания о совершении преступления, указанного в ст. 414 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик, за которое законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года или другое более мягкое наказание, либо материал о привлечении к ответственности за преступление, дело о котором возбуждается не иначе как по жалобе потерпевшего (в рей-постановления Пленума №5 от 16 января 1986 г.).

10.    Вопрос о прекращении уголовного дела в судебном заседании в связи с применением мер административного взыскания может быть решен судом по собственной инициативе или по ходатайствам участников судебного разбирательства.
В случае, когда при рассмотрении дела по обвинению нескольких лиц суд к выводу о наличии оснований для освобождения некоторых из них от вной ответственности с привлечением к административной ответственности, 1ение о прекращении уголовного дела и применении к этим лицам мер йстративного взыскания должно выноситься одновременно, с постановле-Приговора в отношении остальных подсудимых.

11. Если суд, разрешая вопросы, перечисленные в ст. 303 УПК РСФСР и зующих статьях УПК других союзных республик, придет к выводу о не-юсти изменения квалификации содеянного на статью уголовного закона, (атривающую наказание в виде лишения свободы на срок не свыше года либо другое более мягкое наказание, он может при наличии основа-казанных в пункте 1 части 3 ст. 43 Основ, освободить лицо от уголовной гнности. При этом суд, не постановляя обвинительного приговора, определение о прекращении уголовного дела и применении меры )ативного взыскания. Л В случае прекращения в судебном заседании уголовного дела в связи с шем мер административного взыскания суд в описательной части 'енйя должен указать фактические обстоятельства деяния, содержащего преступления, доказательства виновности и квалификацию содеянного, освобождения от уголовной ответственности, а в резолютивной части - о щении уголовного дела, применении административного взыскания, об Принятых мер пресечения, обеспечения гражданского иска и конфискации )а, о разрешении вопроса о вещественных доказательствах, а также срок ж обжалования и опротестования (в ред. постановления Пленума №7 от 1984 г.).

Судам и народным судьям при применении мер административного надлежит обеспечивать дифференцированный подход, не допуская ~ня ареста правонарушителям, исправление и перевоспитание которых ;о путем применения штрафа или исправительных работ по месту работы

случае, если лицо задерживалось в порядке ст. 122 УПК РСФСР и зующих статей УПК других союзных республик или содержалось под то время предварительного заключения подлежит зачету в срок назна-административного взыскания по правилам, предусмотренным уголов-'нодательством.

Разъяснить судам, что вопросы возмещения причиненного материаль-ерба или взыскания неосновательно приобретенного имущества с лица, шого от уголовной ответственности в связи с применением мер дативного взыскания разрешаются в порядке ст. 25 Основ законода-Союза ССР и союзных республик об административных правонаруше-ред. постановления Пленума № 7от 26 апреля 1984 г.). Поскольку законом предусмотрена возможность обжалования и опроте-постановлений народного судьи о применении административного я или об отказе в его применении и возвращении дела прокурору, ии производства по материалу, а также определения суда о прекраще-нии уголовного дела и применении административного взыскания, они вступают в законную силу и подлежат исполнению по истечении семидневного срока на обжалование и опротестование, а в случае принесения жалобы или протеста -после рассмотрения их вышестоящим судом.

16.    Установленные уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правила подачи и рассмотрения кассационных жалоб и протестов распространяются на порядок подачи и рассмотрения жалоб и протестов на постановления народного судьи и определения суда, вынесенные на основании ст. 4 Указа Пленума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. «О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик».

17.    Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить обвинительный приговор и прекратить уголовное дело по основаниям, указанным в пункте 1 части 3 ст. 43 Основ, как в случае осуждения лица за преступление, за которое законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание, так и при изменении квалификации действий виновного на статью уголовного кодекса, предусматривающую такое же наказание. Одновременно в определении (постановлении) должен быть решен вопрос о применении меры административного взыскания, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.

18.    В случае освобождения лица от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности факт совершения им деяния, содержащего признаки преступления, не прерывает течения срока давности привлечения к уголовной ответственности и срока погашения судимости за ранее совершенные преступления и не может служить основанием для признания повторным нового преступления (вред, постановления Пленума № 7 от 26 апреля 1984 г.).

19.    При наличии оснований суд или народный судья одновременно с применением мер административного взыскания письменно уведомляют руководителей предприятий, учреждений, организаций и других лиц о причинах и условиях, способствовавших совершению правонарушения.

Рекомендовать судам и народным судьям доводить до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства правонарушителя о применении к нему меры административного взыскания.




 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017