Консультация юриста: Записаться
на консультацию
+7 (905)5555-200
e-mail: 9055555200@mail.ru
Главная  /  Судебная практика /  Постановления Пленума Верховного суда по уголовным делам /  ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРИПИСКАХ И ДРУГИХ ИСКАЖЕНИЯХ ОТЧЕТНОСТИ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНОВ18 от 21 июня 1985 г.

(с изменениями, внесенными постановлением Пленума М> 15 от 24 декабря 1987 г.)

Задача совершенствования управления народным хозяйством, поставленная Коммунистической партией и Советским правительством, требует дальнейшего укрепления государственной, плановой и договорной дисциплины.

Противогосударственная практика приписок и других искажений государственной отчетности о выполнении планов дезинформирует хозяйственные и плановые органы, осложняет рациональное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это создает почву для хищений социалистического имущества, взяточничества, других злоупотреблений.

Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что суды в основном обеспечивают правильное применение законодательства об ответственности за приписки и другие искажения отчетности. Вместе с тем в их деятельности имеются и недостатки.

Устанавливая, что должностные лица, являвшиеся организаторами, подстрекателями либо пособниками указанных преступлений, не понесли наказания, суды не всегда принимают меры для привлечения их к ответственности. Допускаются ошибки в квалификации содеянного. Не во всех необходимых случаях обсуждается вопрос о назначении виновным дополнительных наказаний в виДе
права занимать определенные должности или заниматься определенной ьностью.

fo некоторым делам не принимаются меры к установлению размера причиненного в результате приписок и других искажений отчетности, и к «ещению за счет виновных, [с все суды выполняют требования закона о выявлении причин и условий, зовавших нарушению государственной, плановой и договорной дисцип-искажениям данных учета и отчетности; при наличии к тому оснований не гвыносятся частные определения.

Верховного Суда СССР постановляет: . Обратить внимание судов на то, что осуществление правосудия по делам о tax и других искажениях отчетности о выполнении планов призвано >вать укреплению государственной, плановой и договорной дисцип-; рациональному распределению материальных, трудовых и финансовых эв.

связи с этим Верховным судам союзных и автономных республик, I, областным, городским судам, судам автономных областей, автономных Надлежит усилить надзор за соблюдением судами законодательства об шости за приписки и другие искажения отчетности о выполнении своевременным и качественным разрешением каждого дела и привлече-ответственности всех лиц, виновных в совершении этих преступлений. В 1ых республиках, где эти дела подсудны народным судам, вышестоящим Недует принимать наиболее актуальные из них к своему производству для гния по первой инстанции. | Под государственной отчетностью, указанной в ст. 1521 УК РСФСР и аующих статьях УК других союзных республик, следует понимать такие о деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также колхо-солхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций, ш, которые включаются в формы статистической и бухгалтерской о выполнении планов экономического и социального развития, ше ЦСУ СССР либо ЦСУ союзных республик, Министерством >в СССР совместно с ЦСУ СССР либо министерствами финансов союз-1ублик совместно с ЦСУ союзных республик, и представляются назван-1риятиями, учреждениями и организациями, а также вышестоящими 1ными органами в соответствующие инстанции. Не относятся к эенной отчетности документы первичного учета - акты приемки-сдачи 1аряды на работу и т. п.

^Ответственность по ст. 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК союзных республик наступает за любое умышленное искажение в зенной отчетности о выполнении планов экономического и социаль-звития (включение в отчет и представление данных о работах, которые не производились, о продукции, которая не была изготовлена, la или перевезена, заведомо заниженных данных о выполнении плано-1ий, невключение в отчет требуемых данных и т. п.).Действия должностного лица, заведомо исказившего в корыстных целях или из иных личных побуждений данные в государственной отчетности 0 деятельности, не связанной с выполнением планов экономического и социального развития, должны квалифицироваться по ст. 175 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если такие действия не содержат признаков иного преступления.

4.    Субъектами преступления, предусмотренного ст. 1521 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут быть лишь4 должностные лица, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности о выполнении планов,- руководитель и главный (старший) бухгалтер соответствующего предприятия, учреждения, организации, либо лица, которые в установленном законом поряцке исполняют их обязанности.

5.    Если должностное лицо, на которое возложена обязанность представления государственной отчетности, понудило подчиненного ему по службе работника исказить вносимые в нее данные и подписать направленный в соответствующие органы отчет вместо себя (в качестве исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, хотя эти обязанности на него в установленном законом порядке не возлагались), то его действия надлежит квалифицировать по ст. 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Лицо, фактически подписавшее отчетность, может быть привлечено к ответственности за пособничество по ст.ст. 17 и 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик лишь в том случае, когда оно сознавало незаконный характер отданного распоряжения и не приняло мер к предотвращению преступления.

6.    Должностное лицо вышестоящей организации, понудившее лиц, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности, к совершению приписок или другим искажениям отчетности о выполнении планов руководимыми предприятиями, учреждениями, организациями, подлежит ответственности как организатор преступления по ст.ст. 17 и 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

7.    Действия лица, выразившиеся в заведомом искажении в документах первичного учета данных о выполнении планов, подлежащих включению в государственную отчетность, совершенные по сговору с должностным лицом, на которое возложена обязанность представления такой отчетности, если последняя направлена в соответствующие органы, должны квалифицироваться по ст. 17 и ст. 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик как соучастие в преступлении в форме пособничества.

Так же квалифицируются действия лица, непосредственно внесшего заведомо искаженные данные о выполнении планов в соответствующие формы государственной отчетности по сговору с должностным лицом, обязанным представлять такую отчетность и направившим ее в соответствующие инстанции

Председатель и члены государственных приемочных комиссий, принявшие заведомо незаконченные строительством объекты с целью включения их 8 отчетность о выполнении планов по договоренности с лицом, обязанным пр^Д' ставлять государственную отчетность и направившим ее в соответствующую иН"могут быть привлечены к ответственности как пособники преступления Г. 17 и ст. 1521 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных )Гблик.

H|J. Должностное лицо, которое в корыстных целях илй из личных побужде-сазцло в документах первичного учета данные о выполненных работах при ти сговора с лицом, на которое возложена обязанность представления генной отчетности, подлежит ответственности по ст. 175 УК РСФСР и гующим статьям УК других союзных республик, если иное не преду-ю законодательством союзных республик. ЦГ&кие же действия, сопряженные с незаконным, безвозмездным обращением гнного и общественного имущества в свою собственность или 1Ность других лиц, должны квалифицироваться, кроме того, и как ше государственного и общественного имущества.

Представление искаженной государственной отчетности вследствие гжного либо недобросовестного отношения к выполнению своих служебных юстей со стороны лица, на которое возложена обязанность представления отчетности, причинившее существенный вред государственным или шым интересам, подлежит квалификации по ст. 172 УК РСФСР и »ующим статьям УК других союзных республик.

Приписки в государственной отчетности и представление других то искаженных данных о выполнении планов, совершенные должност-щами с целью присвоения денежных средств либо другого государствен-общественного имущества, должны квалифицироваться по совокупно-приписки и хищения путем злоупотребления служебным положением в суммы, полученной всеми участниками хищения, а если приписки также незаконную выдачу премий или иные выплаты работникам, не 1м в сговоре о хищении, чем причинен существенный материальный , ТО и как злоупотребление служебным положениям.

1риписки, совершенные без цели присвоения государственного или общест-имущества, если они повлекли незаконную выплату заработной платы, № или списание материальных ценностей, чем причинен существенный ршьный ущерб, подлежат квалификации по ст.ст. 1521 и 170 УК РСФСР и вующим статьям УК других союзных республик (в ред. постановления г Ua 15 от 24 декабря 1987г.).

Приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов следует оконченным преступлением с момента представления (направление, We по телеграфу, вручение и т. п.) государственной отчетности в аующие органы.

назначении виновным мер уголовного наказания судам надлежит по •Делу о приписках и других искажениях отчетности обсуждать вопрос о дополнительного наказания в виде лишения права занимать опреде-юсти или заниматься определенной деятельностью. Обратить внимание судов на необходимость обеспечения полного ущерба, причиненного в результате приписок и иных искажений I. При исчислении размера такого ущерба надлежит учитывать суммы,
необоснованно начисленные и выплаченные в виде зарплаты, премий, стоимость незаконно списанного сырья, материалов, горючего, суммы штрафа, взысканные за приписки объема работ.

На лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, обязанность возмещения причиненного по их вине ущерба может быть возложена в порядке и размере, установленных Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.).

14.    Судам надлежит принимать меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению приписок и других искажений отчетности о выполнении планов, и при наличии оснований вносить частные определения (постановления) по фактам бесхозяйственности, отсутствия контроля за поставкой статистической и бухгалтерской отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Результаты судебных процессов по делам о приписках следует освещать в печати, по радио и телевидению, доводить до сведения трудовых коллективов предприятий и организаций, где были совершены эти правонарушения.

15.    Признать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР:

от 12 января 1973 г. № 1 «О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов»;

от 25 февраля 1977 г. №4 «О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 12 января 1973 г. «О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов»;

от 18 апреля 1980 г. № 2 «О повышении роли судов в борьбе с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов»;

от 31 июля 1981 г. «О практике применения судами законодательства и выполнения постановлений Пленума Верховного Суда СССР, направленных на усиление борьбы с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов».
 

Рейтинг@Mail.ru
Копирование материалов разрешено с указанием прямой ссылки © Правовая группа адвоката Чумакова А.А. 2010-2017